"Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах – любовь…" Эту песню из первого цветного фильма киностудии "Таджикфильм" (1957 г.) распевали на всех просторах Советского Союза.
Слова написал народный поэт республики Мирзо Турсун-заде, на русский язык их перевел Гарольд Регистан, а исполнял знаменитый Рашид Бейбутов.
"Я встретил девушку" и "Судьба поэта": таджикские киношедевры показали в Москве
Незатейливая история любви молодой певицы Лолы и рабочего паренька Саида, которой изо всех сил препятствуют родственники девушки, покорила сердца зрителей. Перипетии сюжета, как водится, вскоре забылись, а вот заглавная песня кинофильма числится в хитах до сих пор.
Многие маститые исполнители, среди которых отметился даже поп-король российской эстрады Филипп Киркоров, не сочли для себя зазорным исполнить кучу ремиксов этой очаровательной мелодии.
Таджикскому кинематографу тех лет вообще была свойственна музыкальность, этакая советская калька с продукции Болливуда. "Взлетная полоса", три картины о Шахерезаде по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь" и многие другие примеры удачного сочетания песни и кино являются тому доказательством.
Тем не менее киностудия "Таджикфильм" снимала и весьма серьезные, социальные картины. "Смерть ростовщика", "Дохунда", "Человек меняет кожу", "Ниссо" - эти фильмы вошли в золотой фонд таджикского кино. Их создатели - режиссеры Тахир Сабиров, Рафаил Перельштейн, Марат Арипов - заложили основу национальной кинодраматургии, выражая характер эпохи через образы простых людей.
Фильм режиссера Руми Шоазимова получил награду фестиваля "Золотой Витязь"
В череде этих признанных мастеров особняком стоит имя Бориса Кимягарова – основоположника исторического жанра в таджикском кино. Именно его таланту принадлежит самая знаменитая кинотрилогия, снятая по национальному эпосу "Шахнаме". Фильмы "Сказание о Рустаме", "Рустам и Сухроб", "Сказание о Сиявуше" по праву занимают достойное место в списке мировых киношедевров.
Подобно своему российскому коллеге Сергею Бондарчуку, Кимягаров питал слабость к постановке эпических батальных сцен. Для их съемок привлекали огромное количество массовки. В основном, как водится, это были солдаты, но какую-то часть составляли студенты различных вузов. Один из них, спустя годы, рассказал мне забавную историю своего приобщения к главному, если верить классику марксизма-ленинизма, из искусств.
По сценарию группа персидских воинов, в числе которых был и наш герой, спасаясь от атакующей конницы, должна была броситься в горную реку и уплыть вниз по течению. Загвоздка была в том, что студент не умел плавать. Признаться в этом мэтру и утратить шанс появиться на широком экране он не мог, поэтому предпочел рискнуть жизнью.
Фильм "Таджикистан – жемчужина востока!" стал победителем "ТЭФИ-Содружество"
К счастью для неумехи, река была, как сказано выше, горной, а значит течение в ней было сильным. Оно подхватило тщедушное тельце "персидского пехотинца" и легко понесло по стремнине. Поняв, что участь Чапаева ему не грозит, переполненный радостью студент со всей силой молодых легких заорал: "Я плыву! Я плыву!" Съемочная группа, включая оператора, покатилась со смеху, дубль пришлось переснять. А героя с тех пор все именовали Ихтиандром.
Как и все киностудии советской Центральной Азии на "Таджикфильме" снимали много картин историко-революционной и военной тематики - "Дети Памира", "Хасан-арбакеш", "Измена", "Легенда тюрьмы Павиак", - вот далеко не полный перечень кинолент этого направления.
Солиев снимет кино о наркоме просвещения Таджикистана Нисоре Мухаммаде
Международного признания удостоилась, как ни странно, дипломная работа талантливого таджикского режиссера Бако Садыкова "Адонис XXIV", снятая в жанре кинодокументалистики. Это черно-белая история о козле, ведущем овец на скотобойню. Десятиминутная лента с животным в главной роли была отобрана на конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Позже Садыков снял боевик "Смерч" о племени, кочующем в пустыне. По мнению многих кинокритиков, картина дала начало "новой волне" в таджикском кинематографе.
Баходур Миралибеков выиграл приз "Лучший актер Центральной Азии"
После распада СССР производство фильмов в Таджикистане было приостановлено. Кризис усугубила и гражданская война, разразившаяся в республике вскоре после этого. Многие работники кино были вынуждены покинуть страну и искать занятие за рубежом.
В настоящее время таджикский кинематограф постепенно становится на ноги, хотя и зачастую при этом опирается на иностранную поддержку. Несколько картин отснял в республике иранский кинорежиссер Мохсен Махмальбаф ("Тишина", "Секс и философия"), который планирует еще ряд проектов совместно с "Таджикфильмом".
Аниса Сабири с "Плачем танбура" победила в номинации на кинофестивале в Нью-Йорке
Есть новые имена и среди молодого поколения таджикских кинематографистов. Это Шарофат Арабова ("Тасфия"), Руми Шоазимов ("Вездесущий"), Аниса Сабири ("Плач танбура"), Диловар Султонов ("Белый воробей"). И пусть это не "полный метр", а короткометражки, но лиха беда начало.
Хочется надеяться, что национальное кино воспрянет, как Феникс из пепла, и новая плеяда представителей Таджикистана займет достойное место в рядах деятелей этого искусства.