ДУШАНБЕ, 5 сен — Sputnik, Анастасия Лебедева. В Казани начинает свою работу XIII Международный фестиваль мусульманского кино.
В состав жюри в номинации "Лучшие документальные фильмы" вошла 32-летний таджикский режиссер и сценарист Шарофат Арабова. Вместе с коллегами из Азербайджана и Египта ей придется оценить несколько десятков фильмов, среди которых представлена работа "Камиль" таджикского режиссера Сафарбека Солиева.
Sputnik Таджикистан пообщался с Шарофат Арабовой перед открытием фестиваля и узнал ее ожидания от кинопоказов и мнение о таджикском кинематографе.
Болеем за наших
- Вы впервые вошли в состав жюри кинофестиваля мусульманского кино?
— Да, я участвую в первый раз в качестве члена жюри, но до этого у меня уже был опыт судейства на других кинофестивалях.
- Трудная ли это работа — оценивать чужие фильмы?
— Я замечаю за собой, что смотрю картины и как член жюри, и как режиссер. Когда находишься в составе жюри, все-таки смотришь фильмы одновременно и как зритель, и как эксперт, замечаешь, какая огромная работа была проделана.
- Бывает ли сложно выбрать одну среди представленных в номинации картин? Как тогда поступить?
— Тогда приходится дискутировать с коллегами, выдвигать аргументы.
Мне в жюри всегда легко работалось, потому что собирались люди, которые шли навстречу друг другу, каждый понимал позицию другого. В любом случае последнее слово остается за председателем жюри, но часто это бывает обоюдным решением.
— Какой самый главный критерий оценки при просмотре фильма?
— За первые пять минут режиссер должен так рассказать историю, чтобы зрителю стал понятен герой, сама ситуация, проблема.
В прошлом мне попадались фильмы, когда время прошло, а зритель совершенно не понимал, о чем картина. Я не имею в виду, что сюжет фильма можно угадать с первых минут, это довольно стереотипный подход. Режиссер должен обозначить героя и проблему, внятно донести историю.
— В этом году картины сразу двух таджикских режиссеров представлены в конкурсной программе. Как Вы оцениваете их шансы?
Картина посвящена основоположнику таджикского кино, известному советскому режиссеру Камилю Ярматову. Для нас это очень важный фильм, он был показан во многих странах.
Вторая работа — "Преодоление" Умедшо Мирзоширинова тоже является представительной для Таджикистана картиной, потому что фильм впервые снят на памирском языке, чего до этого не было.
— Будете ли поддерживать своих соотечественников?
— Каждый кинематографист болеет в первую очередь за свой кинематограф, за свою родную страну и искренне радуется за своих коллег, которые получили признание.
Но в любом случае жюри должно быть непредвзятым и беспристрастным. Могу сказать одно — решение всегда будет даваться сложно.
Особенности и проблемы таджикского кино
— Учитывая, что таджикские режиссеры все чаще выдвигаются на номинации в международных конкурсах, можно ли говорить о прорыве таджикского кино?
И вот сейчас наблюдается не то чтобы прорыв, но постепенное движение. Начинает появляться интерес внутри страны к кино. Все больше молодых людей создают короткометражные фильмы, уже них есть желание показать свои работы миру.
— А что поменялось — тематика или качество?
— Тематика не так чтобы изменилась, такие фильмы снимались и раньше. Хотелось бы, чтобы появились новые темы — переосмысление своего исторического опыта, опыта 90-х годов.
Мы всегда стремимся создавать качественные работы, но мне кажется, что в Таджикистане стали делать более профессиональные фильмы на новом оборудовании.
У студии "Таджикфильм" за последние 5 лет появилась материально-техническая база, были созданы несколько полнометражных фильмов, которые представили на международных фестивалях. О Таджикистане снова заговорили.
— А про что модно снимать фильмы в Таджикистане?
— Не то чтобы модно, но большинство фильмов создаются на волнующую общество тему взаимоотношений родителей и детей.
Важна также тема безработицы, в фильмах показывается, какие трудности преодолевают люди на заработках, но в то же время зрителя ждет оптимистичный финал, от которого веет надеждой.
Например, в сентябре состоится премьера картины "Тангно" Мухиддина Музаффара, которая как раз является таким проблеском. Лента посвящена мальчику, периоду его взросления в отсутствии отца, в конце фильма возвращающегося на родину.
— У таджикского кино есть своя особенность?
— Таджикский кинематограф существует в некой изолированности, это придает ему своеобразность. Я думаю, это унаследованная таджикская культура, восточная поэзия, музыка с таким суфийским духом, нечто неуловимое, что сложно передать словами. Но тем не менее это есть, я ощущаю это в фильмах, это передается зрителю.
— Изолированность идет в плюс или в минус Таджикистану?
— Идет в минус. Такое было возможно в начале 1920-х годов, когда только открывались новые культуры. Если культура изолирована, мы не можем показывать наши работы на больших международных площадках. Все-таки интеграция необходима, она способствует развитию.
— Финансовые сложности сильно сказываются на таджикском кино или главная проблема в идеях и их воплощении?
— Финансирование играет главную роль, потому что при наличии финансов студия может отправить кинематографистов на учебу за границу для приобретения мирового опыта, или же пригласить технические кадры из-за рубежа.
Кинематографу выделяют очень мало средств — даже не то чтобы выделяют, мы просто привыкли к той системе, которая была до 90-х годов. Тогда государство заботилось о создании фильмов, платило режиссерам зарплату, давало возможность творить.
Сейчас все зависит от самих режиссеров, от того, как быстро они смогут найти средства на реализацию проекта.
— Чтобы попасть на кинофестиваль, требуется финансовая поддержка государства?
— Необязательно, режиссер может привлечь для этого частных инвесторов, спонсоров, предпринимателей, может взять кредит и прибегнуть к помощи продюсера.
В Таджикистане продолжает существовать система, когда мы ждем помощи от государства. В принципе это правильно, учитывая наши социальные проблемы, нам необходима помощь в этом секторе.
Понимаете, это бизнес. Пока у нас отсутствует маркетинговая система продвижения фильма. Этим должны заниматься совершенно другие люди, потому что задача режиссера — снять фильм, а не продавать готовый продукт.
Для этих целей необходимо нанимать специальных людей: дистрибьюторов, рекламных агентов. К сожалению, в Таджикистане сейчас почти нет продюсеров, мы еще пока их не воспитали.
- Действительно ли в Таджикистане большинство фильмом снимаются на лирические темы?
— Да, это так. Мне кажется, это категория фильмов, созданных для коммерческих целей. Они не собирают денег в прокате, кроме выручки с продажи DVD-дисков.
Такое кино создается для среднего зрителя в жанре мелодрамы — про любовь, про месть. К сожалению, оно малоактуально.
— На ваш взгляд, о чем Таджикистану стоит снять фильм?
— Стоит передать на экране наш опыт советского прошлого и первых лет независимости.
Мне кажется, важно начать снимать исторические фильмы, потому что молодежь все больше смотрит кино, а не читает книги.
И как раз через фильмы, созданные с привлечением хороших консультантов, историков и культурологов, молодое поколение будет узнавать нашу историю.
— Стоит объяснить, почему иностранные режиссеры выбирают для натуры Таджикистан. Во-первых, мы граничим с Афганистаном, и наш ландшафт схож с афганским. Соответственно режиссеры приезжают в РТ снимать свои картины об Афганистане.
Во-вторых, природа Таджикистана пока полностью не разрекламирована.
Мы планируем привлекать съемочные группы, но на данный момент туризм не развит в полной мере. Для этого нужно создать инфраструктуру, наладить механизм выдачи виз и уплаты налогов, тогда иностранцы смогут с легкостью приезжать и снимать свои фильмы.
Например, в Швейцарии существует облегченная система административных процедур, а в Южной Корее съемочной группе помогают в поисках натуры или берут на себя часть расходов по производству фильма.
Таджикистану необходимо тоже продумать такие вещи. Тогда, конечно, это пойдет на пользу развитию киноиндустрии.
Вкусы и предпочтения
— Вы с детства мечтали стать режиссером?
— Нет, изначально я планировала заниматься только кинокритикой, мне нравилось писать о фильмах, разбирать их, заниматься исследовательской работой.
- Какой фильм Вас так заинтересовал, что Вы решили стать кинокритиком?
— Не было какого-то конкретного фильма. На последнем курсе университета я занялась исследованием документального кино, пересмотрела все фильмы 70-80-х годов в архиве киностудии "Таджикфильм".
Именно тогда возникло желание оценивать фильмы. Все вкупе — практическая деятельность и связь с киноискусством — повлияли на мой выбор.
— Что самое интересное в работе режиссера?
— Самое интересное — это общение. На пути к созданию фильма ты соприкасаешься с большим количеством людей, наслаждаешься самим процессом создания фильма.
Считается, что во время съемок самое важное это атмосфера на площадке, потому что затем она передается на экран. Я тоже начинаю в это верить, потому что фильм — это энергия людей, которые его создают. От того, какая энергия будет на съемках, таким и получится фильм. Каждый фильм — это свое отдельное путешествие.
— Какой Ваш любимый фильм и режиссер?
— Режиссеров много, мне нравятся Робер Брессон, Пьер Паоло Пазолини и другие. Сложно, чтобы у кинокритика были любимые ленты.
Мне нравится пересматривать французские фильмы "На последнем дыхании", "Жюль и Джим", но все же я отношусь к картинам как к работе и смотрю их очень сосредоточенно, сказывается опыт прошлых лет.
Среди таджикских режиссеров я выделю несколько, в каждую эпоху — свой представитель, это Абдусалом Рахимов, Камиль Ярматов, Бахтиёр Худойназаров.
— Несколько лет Вы проучились в Индии, это повлияло на Ваш взгляд на кино?
— Мне кажется, там он сформировался. Я училась в первом индийском киноинституте, который был основан по модели ВГИКа. Эта киношкола формирует отношение к кино как к произведению искусства.
До поездки я не знала, что в Индии существует что-то другое, кроме фильмов с танцами и песнями. Но оказалось, есть совершенно иное, параллельное, независимое кино. Оно более мировоззренческое и философское.
— В начале творческого пути какой фильм вам запомнился больше всего?
— Во время учебы мы в качестве курсовой работы снимали фильм на кинопленку. Мы были одними из последних студентов, кому удалось поработать с пленкой, сейчас все переводится на цифру.
На втором курсе я за 3 дня сняла в студии 10-минутный фильм "Летая высоко". Я помню, после съемок всю группу охватила эйфория, от того, что все закончилось. До последнего момента мы не знали, что у нас получилось.
Самый трепетный момент — когда ты ждешь возле лаборатории, пока проявляют пленку, а потом тебе говорят, что все получилось. Тогда уже за работу берется монтажер. Итоговый результат мы увидели только спустя 4 месяца. Все это время мы пребывали в напряжении и с нетерпением ждали, когда сможем впервые увидеть фильм.