ДУШАНБЕ, 8 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. С 7 по 14 июня в городе Сочи уже в шестнадцатый раз проходит открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". В этом году в конкурсе на лучшую короткометражку за приз поборется дебютная работа таджикской поэтессы и режиссера Анисы Сабири — "Искупление".
Sputnik Таджикистан поговорил с ней о том, как сделать хорошее кино всего за 3 дня и о том, как к 25-ти годам с первой попытки пробиться на крупный международный кинофестиваль.
Sputnik: Так о чем ваше кино?
Аниса Сабири: Эта первый фильм, который я сняла. Он про суть искупления, про раскаяние человека, который попадает в параллельное состояние — в мир не то иллюзий, не то реальности, и так постепенно сходит с ума. Это авторское видение на тему "Преступления и наказания", сам сюжет был взят у Достоевского, а образ героя — у Раскольникова, но только я хотела переложить это на таджикскую реальность.
Sputnik: Тема довольно сложная, особенно, если надо уложиться в короткий метр.
А.С.: Дело в том, что я попала в группу студентов, которые уже второй год учились на режиссуре, и у меня было огромное желание заявить о себе. Тут как раз сказали приступать к курсовой работе, и я захотела сделать её хорошо, максимально интересно интерпретировав знаменитый роман.
Sputnik: А как вам пришла в голову сама идея снять именно такой, посвященный самосознанию человека, фильм?
А.С.: Я в принципе обожаю Достоевского, он великий классик, его произведения — просто кладезь материала для кино. И мне всегда был интересен магический реализм, была мечта сделать нечто на грани реальности. А в этот раз предоставлялась возможность воплотить в жизнь все свои чаяния и надежды.
Sputnik: А как проходили сами съемки картины?
А.С.: Мы все снимали в Таджикистане, в основном среди горной природы. И актеры и съемочная группа были из Таджикистана. Мы сделали фильм буквально за три дня: один день у нас был посвящен монтажу и раскадровке, двое суток на съемку натуры.
Sputnik: А вообще, как можно было успеть снять кино за такой короткий срок?
А.С.: Работа небольшая, длится всего 8 минут, само по себе снять несложно. А сделали быстро потому, что все было правильно организованно. У нас был очень хороший монтажер Шахринисо Яковлева, благодаря которой нам удалось уложиться в кратчайшие сроки, что было очень важно, так как тогда мне надо было возвращаться в Москву. Огромную роль сыграл и профессионализм актеров.
Sputnik: Расскажите о них поподробнее.
А.С.: Это актеры театра Маяковского города Душанбе. Хуршед Мустафаев, актер очень талантливый, с многолетним стажем, хорошо известный зрителям в СНГ. Тереза Заурбекова актриса молодая, но опытная. Участвовал также журналист Андрей Родин — это его первая роль в кино. Все блестяще поняли свою задачу и прекрасно все сыграли.
Sputnik: А как именно "Искупление" попало в программу кинофестиваля?
А.С.: Мы отослали материал, однако для нас было совершенно неожиданно получить письмо с поздравлением и приглашением на "Кинотавр". А сейчас уже поступило ещё несколько предложений продвигать фильм на других фестивалях. Но в принципе я сейчас планирую снять другой фильм, уже полнометражный.
Sputnik: И о чем же он будет, если не секрет?
А.С.: Это картина о взрослении мальчика в 90-е годы, в период становления независимости Таджикистана. У него немало проблем, он теряет отца. Я хочу показать некий параллелизм между тем, как строится государство и как взрослеет ребенок.
Sputnik: И все это на фоне гражданской войны 1992 — 1997 годов?
А.С.: Мы не хотели бы специально касаться темы гражданской войны, так как это очень болезненный эпизод в жизни таджикского общества. Я пока не готова к работе над таким материалом, по крайней мере до тех пор, пока не переживу это внутри себя.
Sputnik: Но тем не менее тема войны будет присутствовать, верно?
А.С.: Конечно, нельзя не отразит, этот непростой период, который пережил Таджикистан: слишком многое в жизни нынешнего государства с этим связано. Именно те дети, что выросли во время гражданской войны, сейчас составляют самую активную часть населения как в РТ, так и за рубежом. И, на мой взгляд, очень важно осознать, что с ними тогда происходило, как они изменились за эти 20 лет, показать процесс взросления личности.
Sputnik: К вопросу о государстве. Помогает ли оно сегодня национальному кинематографу, в частности, современному таджикскому кино?
А.С.: Конечно, оно только-только начинает вставать на ноги. Есть несколько молодых режиссеров, которые успешно снимают свои фильмы. Но главная проблема — это не только финансы, но и база. Потому, чтобы снять кино, нужно отточить профессиональные навыки. Так как кино — не только творчество, но и ремесло.
Sputnik: И это отражается на развитии кинематографа в республике?
Он всё больше и больше становится авторским, происходит градация между кино, которое снимается за счет госбюджета и независимым кино, которое авторы делают сами. Это, как СМИ: способ влиять на мировосприятие людей. И очень важно, чтобы государство поддерживало его. Причем для развития кинематографа, его нужно поддерживать не только финансово, но и идеологически. Давать определённую свободу, не мешать автору выражать то, что он хочет. Сегодня с этим не очень просто.
Sputnik: Но у вас получилось самостоятельно сделать хороший фильм и даже попасть с ним на международный фестиваль без поддержки властей.
А.С.: Наш фильм снимался не за счет госсредств. Нам помогали друзья, вся команда — люди, которые принимали участие в съемках, это мои хорошие знакомые. Что касается финансов, то фильм, над который я планирую снимать, требует немалых вложений. И сейчас это — главная проблема.
Sputnik: И теперь, говоря о вашей будущей работе, вы рассчитываете на поддержку со стороны государства?
А.С.: Конечно, я очень надеюсь, что наш проект поддержат, потому что предложенная тема очень важна для общества. И естественно, мне хотелось бы работать с государством, потому что Таджикистан — это наша общая страна, и все, что мы делаем, — это для неё.