ДУШАНБЕ, 29 мая — Sputnik. Предвыборная гонка в Афганистане еще не стартовала, а скандалы уже начались. На заседании кабинета министров 27 мая премьер-министр Абдулла Абдулла призвал тщательно расследовать случаи сексуального домогательства в отношении женщин-политиков со стороны президентского окружения.
По словам премьера, ему поступили заявления, что некоторые женщины, избранные в парламент, либо изначально были любовницами влиятельных людей из команды президента, либо подвергались сексуальным нападкам уже после избрания на должность. А некоторые женщины-политики жаловались на то, что их голосана выборах в парламент были украдены.
"Вопрос требует независимого расследования, но следует воздержаться от какого-либо политического рассмотрения. Если он будет решаться политическими средствами, это повредит нравственным усилиям женщин страны и не сможет быть компенсировано в том числе и верными и целеустремленными женщинами, работающими в Афганистане", - отметил Абдулла Абдулла.
Говоря проще, премьер попросил общественность, политиков и СМИ воздержаться от поспешных выводов.
Ситуация тонкая, особенно учитывая, что в отличие от Европы и Америки, на Востоке вопрос о сексуальных домогательствах политиков (и вообще любые обвинения с сексуальным подтекстом) возникает довольно редко.
Если на Западе обвинения в домогательствах хотя бы косвенно подтверждены - это крест на политической карьере политика, - то в Афганистане все несколько сложнее. Здесь сразу начинаются разговоры о нанесенном позоре, а подобные слухи могут стоить жизни и обвиняемому, и потерпевшей, а порой и тому, кто об этом сообщил.
Женщину освободили после 32 лет секс-рабства, куда она попала еще ребенком
Все-таки вопросы половой неприкосновенности считаются в исламских странах очень деликатными и непубличными, а в случае подобных слухов сор из избы предпочитают не выносить.
Впрочем, в данной конкретной ситуации обвинения в харассменте и коррупции, вероятно, едва ли закончатся человеческими жертвами. Не то чтобы афганское общество безучастно относилось или хотело замолчать проблему сексуального насилия, просто сами обвинители являются людьми с неоднозначной репутацией, отмечает эксперт по Афганистану Андрей Серенко.
"Подобные обвинения на таком уровне и в таком контексте на самом деле прозвучали впервые. И именно поэтому к ним очень скептическое отношение людей, погруженных в политическую жизнь Афганистана. С обвинениями публично выступили два человека, и оба имеют, мягко скажем, неоднозначную репутацию", - пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.
Первая - Мариам Вардак, политик, сама долгое время работавшая в правительстве, а теперь чаще говорящая со стороны лагеря оппозиции. В Афганистане она достаточно известна, как защитница прав женщин, и для нее было бы логично обратить максимум внимания на проблему домогательств со стороны команды Гани. Дело в том, что, работая бок о бок с администрацией много лет, она до этого никогда не заявляла о подобных инцидентах и сделала это именно во время предвыборной кампании.
Второй человек, как ни странно, дальний родственник и экс-советник самого президента - Хабибулла Ахмадзай.
По словам Серенко, Ахмадзай был жестоко обижен на Ашрафа Гани. Во время предыдущих парламентских выборов Ахмадзай очень рассчитывал на административную поддержку своего высокопоставленного родственника. Но не получил ее, а выборы проиграл.
И теперь не скрывает своей вражды к президенту и его администрации. Так, он утверждает, что близкий круг президента участвует в "сексуальном подкупе женщин и разврате".
Обвинение крайне серьезное, особенно по меркам Афганистана, и Ахмадзай обещал журналистам подтвердить его доказательствами и документами.
Впрочем, обещать – не значит сделать, и до сих пор ни Мариам Вардак, ни Хабибулла Ахмадзай не предъявили четких доказательств вины членов команды Гани. В свою очередь, представитель президента Харун Чахансури отклонил обвинения как полностью необоснованные.
По мнению Андрея Серенко, весь скандал вокруг разврата в парламенте – не более чем попытка надавить на лидера гонки и отпугнуть его избирателей из числа наиболее консервативных.
"Слова в адрес Гани будут рассматривать не с позиций - "что говорят", а с позиций - "кто говорит", ведь, кроме голословных обвинений, никаких свидетельств нет. Шумиху подняли не позже, не раньше, а в самый разгар предвыборной кампании. То есть эти обвинения – всего лишь часть политических интриг", - отмечает Серенко.
С ним согласен профессор одного из университетов в Кабуле, бывший политик, давший комментарий Sputnik Таджикистан на условиях анонимности.
"История очень странная для Афганистана. Обвинение в распутстве и подкупе, да еще и на таком высоком уровне – считается очень серьезным, и его требуется доказать. В противном случае обвинитель теряет лицо и может поплатиться за клевету", - пояснил профессор.
Еще одна собеседница Sputnik из Афганистана считает, что обвинение правдиво наполовину: то есть сам факт сексуального насилия среди верхушки истеблишмента никого вполне возможен, но вот причастны ли к этому люди Гани - неизвестно. Что касается успеха обвинения, то поддерживают его, в основном, политики, влачащие жалкое электоральное состояние. Для них победа в гонке совершенно невозможно, но подмочить репутацию лидера гонки они в состоянии.
Их секрет успеха, или Почему талибы побеждают армию Афганистана
При этом все афганские собеседники Sputnik отмечают, что даже если конкретное обвинение окажется бездоказательным, саму проблему харассмента в Афганистане это не снимает. Хотя официальные власти проблему сексуального насилия, увы, предпочитают не замечать.