ДУШАНБЕ, 17 дек — Sputnik, Григорий Ростов. Президент Эмомали Рахмон 4 декабря подписал указ, определяющий дату проведения выборов в нижнюю палату парламента республики. Они назначены на 1 марта 2020 года. Согласно законодательству страны, партиям отводится на выработку решения об участии в них 75 дней.
На данный момент в состав Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (нижняя палата таджикского парламента) входят 4 партии. Бесспорное лидерство, традиционно, удерживает правящая Национальная демократическая партия (НДПТ) – 62%. Вслед за ней располагаются Аграрная партия (АПТ) – 11,2%, Партия экономических реформ (ПЭРТ) – 7,6%, и Социалистическая партия (СПТ) – 5,5%.
Коммунисты и террористы
Все дело в том, что ПИВТ, неоднократно в своих программных выступлениях подчеркивавшая, что ее целью является смена власти в стране исключительно мирным путем, неожиданно решила ускорить процесс, организовав по заявлениям таджикских спецслужб попытку государственного переворота.
Не семейное дело: беспокоит ли властей Таджикистана оппозиция в изгнании
Подготовленный на скорую руку мятеж вполне ожидаемо провалился, большая часть руководства исламистов получила огромные тюремные сроки. Правда, лидер ПИВТ – Мухиддин Кабири – сумел сбежать за рубеж, спровоцировав тем самым затянувшееся обострение в отношениях Таджикистана с ОБСЕ и Ираном (которого официальный Душанбе еще недавно называл главным зарубежным спонсором ПИВТ).
На предстоящих выборах упомянутых партий, естественно, не будет. Коммунисты, по мнению большинства аналитиков, повторят свой предыдущий провал.
Причиной ожидаемого фиаско является возрастное старение их традиционного электората – людей, заставших времена СССР в зрелом возрасте. Таджикская молодежь коммунистической риторикой не соблазняется, а от прежнего финансового благополучия остались крохи.
Тем не менее Миродж Абдуллоев, нынешний глава КПТ, позиционирующий себя в качестве реформатора, заявил, что партия все же выдвинет 8 кандидатов на выборах в парламент.
Адвокаты и протестанты
Любой, кто посмотрел хоть один фильм о судебных процессах в США, четко знает, что там обязательно будет сцена с адвокатом, восклицающим - "Я протестую!" В политической кухне Таджикистана эта роль отводится Социал-демократической партии (СДПТ). За кулисами ее так и называют - "партия юристов".
Ее лидер – Рахматилло Зоиров – юрист по образованию. За долгие годы пребывания в политике он прославился умеренно-скандальной критикой в адрес властей и настойчивыми требованиями реформ в избирательном механизме. Вот и на этот раз он не изменил своей тактике, в очередной раз потребовав отмены избирательного залога.
Избирательный залог - для чего он нужен и в каких странах существует
"Сумма залога для 10 кандидатов в депутаты от партии составляет 58 тысяч сомони (около 6 тысяч долларов), а для 22 – более 127 тысяч сомони (около 12 тысяч долларов). Это грабеж средь бела дня", - возмутился он и пригрозил бойкотом его партией выборов.
Кстати, за последние 10 лет это 15-я попытка социал-демократов отменить стартовый взнос, скорее всего, в очередной раз безуспешная. До 2014-го залог был равен 11,6 тысячи сомони, затем его снизили вдвое.
Создается впечатление, что лидер СДПТ других стрел в колчане просто не имеет и раз за разом повторяет один и тот же пиар-прием: громкое заявление перед событием, демонстративно неохотное участие в самом процессе и привычное сетование на махинации с подсчетом голосов после. Хотя даже в шоу-бизнесе (калькой с которого отчасти является политика) хорошо известно, что в поддержании скандального имиджа очень важен креатив.
Но интригу социал-демократы продолжают поддерживать: сначала заявили, что вопрос с бойкотом решится на заседании правления 5 декабря, затем - на съезде партии 10 декабря, потом дату сдвинули на 5 января 2020-го. Жаль только, что исход дебатов по данному вопросу внутри республики интересен, по всей видимости, только самим членам СДПТ.
Главное не победа, а участие
А вот их коллеги по названию: демократы без приставки социал, то бишь Демократическая партия Таджикистана (ДПТ), со своей тактикой определились. Их глава, Саидджафар Усмонзода, заявил, что от них будет выдвинуто 13 кандидатов по партийному списку и 19 – по избирательным округам. ДПТ рассчитывает, что по крайней мере треть из них получит вожделенные мандаты.
Счастливчики, уже познавшие мягкость депутатских кресел (АПТ, ПЭРТ и СПТ), пока с датами съездов и количеством выдвиженцев не определились. Однако их, вероятно, ждет успех на предстоящих выборах, благо "обкатку" в парламенте они уже прошли.
Зухуров назвал Узбекистан ключевой страной Центральной Азии
В вопросе, кто же получит подавляющее большинство в парламенте-2020, особой интриги нет. Как местные, так и зарубежные политологи единодушно уверены, что это будет НДПТ. Партию власти возглавляет президент Таджикистана Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в минувшую пятницу.
Одно только имя таджикского лидера обеспечивает его однопартийцам победу даже не по очкам, а полноценным нокаутом. Никто не сомневается, что фигуры, хотя бы наполовину сравнимой с ним по авторитету и популярности среди электората Таджикистана, нет и не предвидится. Так что бой будет выигран еще до первого удара гонга.
"Единственным изъяном правящей партии является отсутствие у нее внятной политической и экономической платформы, за исключением Рогунской ГЭС, но эта же проблема характерна для всех партий Таджикистана", - считает эксперт Равшан Абдуллаев.
Политологи отмечают, что именно отсутствие конкуренции и абсолютная предсказуемость результата стали причинами резкого падения интереса населения республики к избирательным процессам и снижения процента явок на участки.
Неизменна и позиция иностранных наблюдателей за выборами: комиссии от СНГ и ШОС, подводя итоги, заявляют об их демократичности и соответствии международным стандартам, хотя некоторые коллеги с Запада с такой оценкой не согласны.