Хуторской джихад: зачем талибы выступили против "сделки века" Трампа

"Талибан" набил себе цену за счет США и теперь активно лезет в международную повестку, транслируя мнимый пример успеха для любого исламиста
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 3 фев — Sputnik. "Талибан"* выступил резко против обсуждаемой "сделки века" Дональда Трампа – плана США по урегулированию палестино-израильского конфликта.

Что год грядущий нам готовит: Центральная Азия на афганском перепутье
Согласно американскому плану, США признают израильские поселения на Западном берегу реки Иордан, которые являются частью палестинского образования. В обмен Израиль должен согласиться на замораживание новой деятельности по строительству еврейских поселений сроком на 4 года. За это Вашингтон готов выделить $50 млрд на почти 200 экономических проектов и открыть посольство в Палестине.

Руководство Палестины, а также ряд исламских стран, в частности Турция, приняли сделку в штыки, назвав ее бесчестным заговором и одобрением оккупации Израиля.

На этом фоне заявление "Талибана"* выглядит логичным – а как еще должна реагировать любая радикальная исламская группировка на сделку Израиля и США? Тонкий нюанс в том, что талибы обычно позиционируют себя как региональная организация и категоричные заявления вне афганской проблемы для них редкость.

Удар под дых США: могли ли талибы сбить американский военный борт

Как считает эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко, международная активность "Талибана"* – это демонстрация своего успеха.

"Заявление можно рассматривать как ход в безнадежно затянувшейся и очевидно бесперспективной интриге под названием "мирные переговоры с талибами". Сейчас они активно пользуются политическим капиталом, который им дал тот же Залмай Халилзада, спецпредставитель США по мирным переговорам , который 15 месяцев, сидя с ними в Катаре, всячески поднимал их статус в глазах международного сообщества как легитимной политической силы", - пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.

Миром или мечом: как решится ситуация на границе Таджикистана и Афганистана

За последние два года "Талибан"* сделал вывод – раз с ним готовы идти на переговоры (а переговоры ведут только с равным противником), то, значит, движение частично признается крупнейшими политическими игроками, в том числе Вашингтоном и Кремлем, и транслирует успешный образец для любой джихадистской группировки.

И это заметили далеко за пределами Афганистана. Различные шейхи и проповедники, от души симпатизирующие экстремистам, подчеркивают,  "Талибан"*, мол, единственное движение, поставившее американцев на колени и принудившее их к переговорам, чего не удавалось никому.

Активизация талибов: как спасаться от угрозы Таджикистану
И такое формальное признание со стороны "коллег по цеху" дает талибам возможность в своих заявлениях идти далеко за пределы Афганистана.

"С одной стороны – это акт общеисламской солидарности, потому что "сделка века", с точки зрения мусульман, это признание аннексии Израиля палестинской территорий. С другой – "Талибан"*, по видимому, поддерживает некоторые контакты с ближневосточными экстремистскими организациями, решив поддержать их словом. И эта кампания поддержки будет только возрастать", - считает востоковед и политолог Дмитрий Верхотуров.

Кабульский гамбит: станет ли Афганистан полем битвы между США и Ираном

Солидарность – солидарностью, но есть у "Талибана"* тонкий политический расчет. Экстремисты выступили с осуждением плана Трампа раньше официального Кабула и теперь могут на всех углах кричать о том, что защищают интересы братьев по вере, в то время как власти Исламской Республики Афганистан молчат.

Однако, по мнению экспертов, сама попытка талибов влезть, пусть и декларативно, в мировую повестку, это тревожный сигнал политикам и экспертам, утверждавшим, что "Талибан"* – это исключительно региональный игрок, не выходящий за пределы афганских кишлаков.

Проект раздора: зачем США хотят "впихнуть" Афганистан в Центральную Азию

"В эпоху глобализации, единого цифрового пространства больше нет никакого "хуторского" джихада, тем более если экстремисты условно успешны. А "Талибан"* сейчас успешно получил капитал и активно его преумножает", - полагает Андрей Серенко.

* террористическая организация, запрещена в России