Рынок продовольствия Центральной Азии должен регулировать ЕАЭС

В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в Казахстане, с 22 марта начал действовать запрет на вывоз с территории этой страны нескольких видов социально значимых продуктов, в частности, муки, сахара, гречки, подсолнечного масла и некоторых видов овощей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В рамках режима чрезвычайного положения, введенного в Казахстане, с 22 марта начал действовать запрет на вывоз с территории этой страны нескольких видов социально значимых продуктов, в частности, муки, сахара, гречки, подсолнечного масла и некоторых видов овощей.

Ажиотаж на рынках Душанбе, или К чему может привести паника из-за коронавируса

Формулировка отданного распоряжения, как его изложил министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов, позволяет судить, что это ограничение пока что на месяц, до окончания срока введенного ранее чрезвычайного положения; однако, не факт, что и то, и другое, не будет продлено, если пандемия будет продолжаться. При этом министр отметил, что "государство обеспечивает открытость границ для грузовых перевозок и сохранение экспортных поставок".

Таджикистан и ЕАЭС обсуждают программу защиты населения от коронавируса

Такое решение вызвало тревогу у южных соседей Казахстана. Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан либо приобретают эти виды товаров в РК, либо привозят транзитом, в том числе из России.

В Казахстане достаточно зерна

Чем вызвано это решение – понятно. Любое правительство обязано контролировать социально-экономическую ситуацию в стране. Но отметим, что Казахстан — республика, собирающая много зерна, она имела и имеет большой переходящий запас зерна. В 2019 году Казахстан собрал урожай в 19,3 миллиона тонн зерна. При этом на начало 2019 года запас зерна прошлых лет составил 14,4 миллиона тонн.

Внутреннее потребление Казахстана складывается из семенного фонда — 6 миллиона тонн, продовольственного потребления — 5 миллиона тонн, переработки в промышленном производстве — 1,8 миллиона тонн, потребление населением (как корм скоту и тому подобные нужды) – 0,3 миллиона тонн и потери — 0,6 миллиона тонн. Итого: 13,7 миллиона тонн внутреннего потребления.

Сандепартамент ЕЭК о коронавирусе в ЕАЭС: проблема серьезная, но контролируемая

Наличные ресурсы урожая и запаса — 33,7 миллиона тонн, потребление 13,7 миллиона тонн, остаток получается 20 миллиона тонн. Около 8,5 миллиона тонн зерна Казахстан экспортирует, так что чистый остаток на начало 2020 года должен составлять 11,5 миллиона тонн. Меньше, чем в прошлые годы, когда казахстанские аграрии дружно жаловались на переполненные элеваторы и склады, но все же очень значительный продовольственный ресурс.

Вирус паники в Душанбе: цены на продукты остаются высокими

При населении Казахстана порядка 18,8 миллиона человек и среднедушевом потреблении в 2019 году в 120 кг хлебопродуктов, на все нужды населения хватило бы около 3 миллиона тонн (при 75%-ном помоле). Наличного запаса (на начало 2020 года) хватает Казахстану почти на четыре года. Так что с точки зрения запасов, проблем с хлебом в Казахстане нет.

Мука очень нужна южным соседям

Но проблема с хлебом существует у южных соседей Казахстана. Кыргызстан в 2019 году импортировал муки 69,2 тысячи тонн. В декабре 2019 года обсуждалось даже введение моратория на импорт муки. Республика импортировала в том же году 153 тысячи тонн зерна при собственном урожае в 1,8 миллиона тонн, в том числе 665,7 тысяч тонн пшеницы. Продовольственного зерна не хватает (потребление около 768 тысяч тонн, необходимый импорт — 102,3 тысячи тонн). Но в целом ситуация вовсе не катастрофическая.

Узбекистан и Таджикистан импортируют гораздо больше. Узбекистан в 2019 году закупил 500 тысяч тонн муки и 3,2 миллиона тонн зерна, то есть примерно половину своего продовольственного потребления. Таджикистан импортировал около 1 миллиона тонн зерна и 56 тысяч тонн муки. Импортом покрывается порядка 60% внутреннего потребления хлебопродуктов в республике.

Эти три республики покупают муку почти исключительно в Казахстане, и суммарный ввоз составляет 625 тысяч тонн (833 тысячи тонн зерна при 75%-ном помоле). Среднемесячный импорт в эти три республики составляет 52 тысячи тонн муки. Без него могут возникнуть серьезные продовольственные затруднения.

Обвал цен на нефть, коронавирус или паника: почему упал рубль в Таджикистане

Казахстан — транзитный хаб поставок сахара

По сахару ситуация несколько другая. Кыргызстан выращивает сахарную свеклу и потому имеет возможность покрыть свои потребности в сахаре. В 2019 году импорт сахара составил всего 1,3 тысяч тонн, тогда как экспорт — 19,3 тысячи тонн.

Казахстан в 2019 году импортировал 390,5 тысяч тонн сахара (219,6 тысяч тонн из России), Узбекистан — 114,6 тысяч тонн (из России 96,5 тысяч тонн), Таджикистан — 78,9 тысяч тонн (62,7 тысяч тонн). Поставки сахара-рафинада почти целиком покрывались ввозом из России и Украины. Также есть ввоз сахара-сырца для внутренней переработки.

В принципе, Россия, которая в 2019 году вывезла 640 тысяч тонн сахара, в состоянии покрыть все потребности в сахаре-рафинаде в странах Центральной Азии. Поэтому все вопросы сахарных поставок лучше решать совместно с Москвой. Казахстан в этом случае выступает своего рода транзитным хабом, по которому сахар поступает в Узбекистан и Таджикистан. Этот момент обязательно нужно учитывать, чтобы не поставить своих соседей в затруднительное положение.

Целесообразно создать продовольственную комиссию ЕАЭС

Итак, сложившаяся система продовольственного рынка Центральной Азии показывает, что Казахстан играет значительную роль в снабжении Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана импортными продовольственными товарами. Любые ограничения вывоза перечисленных продуктов, даже на месяц объявленного чрезвычайного положения, ставят эти страны перед лицом серьезных трудностей.

Паника прошла, цены вернулись: что происходит на рынках Таджикистана

Положение на рынке Узбекистана и Таджикистана еще до коронавируса, в конце 2019 — начале 2020 года, уже было сложным, наблюдалось вздорожание продуктов, что говорит о дефиците. Введенные ограничения эти проблемы только усугубляют.

Представляется, что Казахстану необходимо не только заботиться о своем продовольственном рынке, но и бронировать определенные квоты по пшенице и муке для соседних республик, а также обеспечивать надежный и бесперебойный транзит продовольственных грузов в южные республики Центральной Азии. Постановка этого вопроса в стиле каждый за себя ничего, кроме серьезных и трудноразрешимых проблем, создать не может.

Раз уж сложилась такая ситуация и не очень понятно, сколь долго она продлится, то целесообразно в рамках ЕАЭС создать общую продовольственную комиссию (с участием Узбекистана, зависимого от рынка организации) – для совместного и взвешенного решения этих проблем.