ДУШАНБЕ, 15 мая – Sputnik, Нилуфар Неккадам. В конце апреля в подмосковных Химках произошло страшное горе: молодая мать четверых детей Гульшан Нурматова умерла через несколько дней после родов.
Моментально 13-летняя Севара, 12-летний Шерзод, 8-летний Ибрагим и новорожденный младенец остались одни.
У детей есть отец, однако он не может забрать их, пока не возобновится авиасообщение между Россией и Таджикистаном. Поэтому детей ждала незавидная участь.
Трагическое стечение обстоятельств вызвало волну сострадания в соцсетях.
Беда не приходит одна
Большая семья Нурматовых приехала в Россию из Таджикистана в 2009 году. Молодые родители хотели накопить денег на лечение старшей дочери Севары - девочка от рождения незрячая.
Муж Дильшод устроился работать в сфере пассажирских перевозок, а Гульшан полностью посвятила себя воспитанию детей и домашним хлопотам. Семья жила дружно в собственном частном доме.
И все, казалось бы, шло своим размеренным чередом, но в 2019 году в семье Нурматовых началась череда трагедий. Сначала у Гульшан умерла мама, а потом один из ее детей случайно выпал из окна и разбился.
Пятый ребенок Гульшан
В марте Дильшод взял подработку и повез на своем авто соотечественников в Таджикистан. Тогда еще никто не подозревал, что страны закроют границы во избежание распространения коронавируса. По роковому стечению обстоятельств вернуться домой он уже не успел.
Женщина осталась одна с 3 детьми.
Начало конца
Находясь на 7-м месяце беременности, Гульшан почувствовала недомогание. Когда через несколько дней высокую температуру так и не удалось сбить, она позвонила соседке, попросила посидеть с детьми и вызвала скорую.
К большому сожалению, ближайшая больница оказалась переполнена. Госпитализировать беременную женщину в разгар эпидемии оказалось не так-то просто. Скорая возила ее в Химки, Долгопрудный, Домодедово и даже в город Талдом, на границе с Тверской областью, но все безуспешно. А самочувствие только ухудшалось.
Гульшан решила самостоятельно сделать обследование в платном медцентре, ничего экстренного врачи не обнаружили.
Спустя пару дней ее наконец положили в одну из больниц Одинцово. Состояние беременной стало критическим, врачи подключили ее к аппарату ИВЛ, но, увы, спустя 11 дней организму гражданки Таджикистана не удалось справиться с болезнью.
Младенец появился на свет сильно раньше срока, 21 апреля путем кесарева сечения. Мать даже не успела увидеть долгожданного мальчика. Недоношенного ребенка перевезли в одну из больниц Сергиево-Посадского района.
Об этой ситуации узнала глава Таджикского культурного центра Хуршеда Хамракулова. Педагог и общественный деятель не смогла пройти стороной мимо человеческого горя.
"В ночь на шестое мая позвонила моя помощница и рассказала, что произошла трагедия: умерла женщина и у нее остались дети", - рассказала Хамракулова.
О причине смерти Гульшан поступала противоречивая информация: кто-то говорит, что она умерла от коронавируса, потом выяснилось, что причиной гибели молодой мамы стала почечная недостаточность.
Sputnik Таджикистан отправил запрос на получение информации о госпитализации Гульшан Нурматовой в Министерство здравоохранения Московской области.
Детей приютила соседка
Дильноза Холматова последние три года живет по-соседству от Нурматовых. Она давно дружила с Гульшан. Узнав, что трое детей остались одни, она просто не могла не забрать их к себе.
Убитый горем Дильшод спешно выслал документы для доверенности, и 43-летняя кыргызстанка оформила опеку на детей. Они сейчас находятся под присмотром друзей отца, им помогают две семьи, которые живут по соседству.
"Когда в прошлом году у нее умерла мать, она сказала, что вдалеке от родины я стала ей, как родная. Она постоянно угощала меня, обращалась за советами, я очень полюбила ее", - в слезах рассказывает Холматова Sputnik Таджикистан.
Сейчас все дети живут в своем доме, потому что старшая дочь Севара не хочет переезжать в связи со своим физическим ограничением - в знакомом месте ей легко перемещаться по дому и помогать по хозяйству. Она - единственная, кто знает, что произошло с мамой. Младшие братья все еще ждут ее домой из больницы.
У Дильнозы пятеро своих детей. Чтобы управиться со всеми девятерыми, она подыскала нянечку - живущую неподалеку таджикскую женщину.
Соседка погибшей Гульшан стала самым близким человеком для детей. У умершей женщины в России живет родной брат, он был на ее похоронах. Однако из-за сложившейся в стране ситуации он ничем не может помочь, да и сам переживает не лучшие времена.
Новорожденного мальчика назвали Мухаммад Салох. Несмотря на то, что он родился с весом в 1,9 килограмма, сейчас мальчик очень быстро набирает силу и весит уже 2,5 килограмма.
По словам врачей, во второй половине мая его должны выписать из больницы, состояние стабилизировалось. Дильноза уже готовится забрать его домой.
Мир не без добрых людей
Хуршеда Хамракулова рассказала Sputnik Таджикистан, что в тот же день, 6 мая, опубликовала в соцсетях запись о сборе средств для детей, потому что об этом попросили. Тем более что общий знакомый покойной Нурматовой и Хамракуловой сказал, что без мужа семье нужна помощь.
"Я попросила людей поддержать эту семью, поскольку дети оказались в очень тяжелой ситуации. Так как не было возможности создавать для этих нужд новый счет в банке, было принято решение, что деньги будут поступать на личную карту, так как даже при таком сборе средств есть возможность детализации счета и выписки для прозрачности всех поступлений", - объяснила она.
В тот же день многие неравнодушные люди стали звонить, писать соболезнования, предлагать помощь, перечислять деньги на карту, чтоб хоть как-то помочь детям. Звонков и сообщений было так много, что телефон едва справлялся с нагрузкой. Люди настолько прониклись трагедией таджикской семьи, что даже предлагали усыновить детей, если возникнет необходимость.
"Одна женщина позвонила, навзрыд плакала, говорила, как ей жалко, как ей больно, что знает, каково это - потерять мать, что она готова бесплатно быть няней для детей", - рассказала Хамракулова.
Отзывчивых соотечественников оказалось значительно больше, чем можно было предположить.
"В такое трудное время, когда мы все оказались в определенном кризисе от коронавируса, люди не потеряли человечность. Мне позвонила совершенно незнакомая женщина, сказала, что перевела последние деньги, долго плакала и сопереживала. Я всем так благодарна", - волнуется соседка семьи Нурматовых.
Таджикскому культурному центру сразу же после трагедии удалось дозвониться до главы семейства. Опекуны прислали фотографию детей, но отец попросил фото убрать, что незамедлительно и было сделано.
"Девятого мая после разговора с отцом мы решили, что можно заканчивать сбор средств для семьи", - рассказала Хамракулова.
Теперь собранные деньги постепенно переводятся опекунам, оставшиеся деньги будут переданы отцу, когда он сможет вернуться в Россию. Если какая-то сумма останется, после того как они справятся с этой жуткой ситуацией, то она пойдет на лечение старшей дочери Севары.
Посольство Таджикистана в России тоже не осталось в стороне: сотрудники приезжали к детям и привозили продукты. Также именно диппредставительство с неравнодушными таджикистанцами организовали похороны Гульшан.
"Наши сотрудники постоянно в контакте с опекунами. Мы уже оказали посильную помощь. Опекуны, которые присматривают за детьми, рассказали, что сейчас какой-то острой необходимости нет, они справляются. Но если потребуется - сразу же придем на выручку", - рассказал в разговоре с корреспондентом Sputnik Таджикистан Чрезвычайный и Полномочный посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов.
Увы, как часто это бывает, нашелся человек, заподозривший неладное и решивший, что деньги собирают мошенники. Мужчина, представившись журналистом, опубликовал недостоверную информацию о Дильшоде Нурматове, выставив его обеспеченным бизнесменом, обманывающим людей совместно с теми, кто ему помогает. Однако по словам отца четверых детей, ни с ним, ни с его родными этот человек не связывался.
Чтобы не было никаких неясностей, Хуршеда Хамракулова опубликовала разъяснения по сбору средств.
Когда отец вернется к детям
Единственная нерешенная проблема - возвращение главы семейства в Россию к детям.
Дильшод Нурматов готов добраться сам на личном автомобиле, но никак не может получить документ на пересечение границ. По распоряжению правительства РФ, в случае смерти одного из супругов иностранный гражданин в праве получить разрешение на въезд в страну. У Нурматова на руках есть копия свидетельства о смерти жены и документы, подтверждающие родство с детьми. Увы, пока ничего не получается.
"Обращался 19-20 марта в посольство. Звонил - не брали трубку. Потом поехал сам в Душанбе, там было закрыто, общался с охранником. Недавно еще раз пошел в посольство, там никто не открыл дверь. И в МИД ходил - сказали, не могут помочь", - поделился проблемами Дильшод.
Призрачная надежда улететь ближайшим спецрейсом пока тоже не оправдалась. Мужчина никак не может самостоятельно зарегистрироваться на Госуслугах, чтобы хотя бы попасть в списки потенциальных пассажиров. У него нет российского гражданства, но есть ВНЖ.
В российском диппредставительстве Sputnik Таджикистан ответили, что до сих пор по ситуации с Нурматовым официального запроса не поступало.
"Мы с пониманием и сочувствием относимся к ситуации, в которой оказался Дильшод Н. Вместе с тем хотели бы отметить, что в марте консульский отдел посольства России в Таджикистане осуществлял в полном объеме прием граждан по всему спектру консульских вопросов. Экстренный телефон российской дипмиссии работает 24 часа в сутки", - прокомментировали в пресс-службе.
Сотрудники консульского отдела посоветовали мужчине написать письмо по электронной почте, приложить все документы и следить за информацией, которая появляется на сайте и социальных сетях посольства РФ.
"При первой же возможности, когда будут специальные рейсы из Таджикистана в Россию, постараемся его привезти. Как только появится возможность, мы постараемся помочь ему", - в свою очередь сказал посол Таджикистана в РФ Имомуддин Сатторов.
Sputnik Таджикистан продолжает следить за ситуацией с семьей Нурматовых. Остается надеяться, что огласка в СМИ поможет сдвинуть все с мертвой точки и воссоединить отца с детьми.