ДУШАНБЕ, 27 мая — Sputnik. В исламе еще 1,4 тысячи лет назад появились нормы, в которых говорилось о жертвах, больных и санитарных правилах во время распространения инфекционных заболеваний или эпидемий по хадисам (предание о словах и действиях Пророка Мухаммеда — ред.), рассказал известный таджикский религиозный деятель хаджи Махмуджон Тураджонзода в диалоге со Sputnik Таджикистан.
Таджикский богослов провел параллель между коронавирусом и другими инфекционными заболеваниями — холерой и чумой, которые бушевали во времена Пророка Мухаммеда. Он привел в пример два хадиса об умершем, которые считаются сахехами (достоверными — ред.), рассказанными имамом аль-Бухари и имамом Муслимом: "В чуме скроется шахадат (мученичество — ред.) моей уммы", и "Кто бы ни умер от чумы, он станет мучеником".
"Пророк говорил, это своего рода испытание от Аллаха, но это и милость для верующих. Это означает, что вы можете сидеть на карантине, делать добро, но если есть Божья воля, то вы погибнете от этой болезни, но если это не судьба Божья, сотни болезней не убьют вас, если даже вы находитесь у них в руках. В это мы должны верить", — сказал хаджи Махмуджон Тураджонзода.
Религиозный деятель добавил, что и выздоровевшие, и умершие от эпидемии получают привилегии мученика.
Коран о карантине и закрытых границах
Известный таджикский священнослужитель рассказал, что этот хадис появился во времена Пророка Мухаммеда в городе Медина, когда произошла вспышка холеры.
В толкованиях имама аль-Бухари и имама Муслима говорится: "Когда узнаете о холере в какой-то стране, если вы внутри, не покидайте ее, а если вы за пределами, не посещайте ее".
Хаджи Махмуджон Тураджонзода, основываясь на исторических источниках, рассказывает, что во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба (634–644) в Шаме (современная Сирия) также произошла эпидемия чумы, в результате которой погибли 17 тысяч человек, включая сподвижников Пророка Мухаммеда.
Согласно этим источникам, в то время армия халифата сражалась за Сирию, которая находилась под властью Византийской империи, и халиф Умар в 635 году из Медины отправился на поле битвы, но ему посоветовали захватывать Шам.
"Командиры армии пришли приветствовать его на границе Шама и сообщили ему, что в этой стране свирепствует чума и забрала жизнь у многих людей. Он собрал соратников на совещание. Вопрос был, целесообразно ли входить или нет. Была разница во мнениях, потому что некоторые из соратников не слышали хадис Пророка. Они отметили, что армия проделала долгий путь, но посоветовали не входить в Шам. Некоторые из них говорили, что жизнь правителя слишком важна для халифата, если вы заразитесь и примете мученическую смерть, это повредит стране. Так они и не пришли к единому мнению", — рассказал Тураджонзода.
На следующий день появился один из соратников Пророка Абдуррахман ибн Ауф, который не присутствовал в том совещании, и сказал, что он лично слышал этот хадис от Пророка. Халиф Умар сказал,что нужно вернуться назад.
"Тогда один из соратников спросил у него: "О, Амир аль-муминин, ты бежишь от Божьей судьбы?" Он ответил: "Да, мы бежим от Божьей судьбы к другой Божьей судьбе. На другом пути нас также ждет предназначение. Все, что нам предназначено, то и случится с нами", — рассказал таджикский богослов.
Коран о социальной дистанции
Хаджи Махмуджон Тураджонзода поведал, что в истории человечества произошло множество эпидемий и медицинская наука не была на том уровне, на котором находится сейчас, но факты свидетельствуют о том, что даже в те дни проводились всевозможные санитарные мероприятия в области здравоохранения.
"У Пророка Мухаммеда также есть еще один хадис: "Убегай от человека, страдающего проказой, как лев". Речь идет о социальной дистанции! То, что касается социальной дистанции, домашнего или странового карантина, чистоты, мытья рук и соблюдения гигиены, все имеет параллели в исламе", — сказал видный таджикский священнослужитель.