Крупные ссоры в узких квартирах: почему растет домашнее насилие во время пандемии

Коронавирус повлиял не только на здоровье и экономику, но и на семейную жизнь населения Таджикистана
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 20 июн — Sputnik, Фахриддин Холбек. Сообщения о росте домашнего насилия во время пандемии коронавируса распространяются из разных стран. По всей видимости, между мужьями, женами и другими членами семьи только из-за того, что они днем и ночью находятся в ограниченном пространстве, возникают разногласия и ссоры.

Резкий рост проблем в семье

Сиди дома, не гуляй: как в разных странах наказывают за нарушение карантина
Заместитель руководителя кризисного центра "Гулрухсор", который помогает женщинам, подвергшимся домашнему насилию, Сабохат Бободжонова рассказала Sputnik Таджикистан, что во время самоизоляции число случаев семейных разногласий увеличилось.

В мае в этот центр в Худжанде обратились 142 женщин: почти в 3 раза больше, чем в апреле (50 случаев).

"Одной из причин может быть то, что мы работали из дома, и людям проще было связаться с нами по телефону. Во-вторых, когда люди стали больше времени проводить дома, то стали легче впадать в панику. Некоторые пациенты, с которыми я работала, независимо от образования или профессии, были напуганы. Причем не только от болезней, но и от экономических проблем. В начале не было ясно, как долго продлится распространение болезни, и люди задавались вопросом, что будет с их положением. Часто причиной было то, что женщина и мужчина подолгу находились под одной крышей, появлялись разногласия по текущим семейным делам", - сказала Бободжонова.

По данным неправительственных организаций, в Таджикистане в большинстве случаев эти разногласия мирно разрешаются между членами семьи, но иногда они мужчины или женщины вынуждены обращаться в кризисные центры.

Страдают и мужчины

Страх в каждом доме: как коронавирус ударил по жителям Душанбе
Кризисный центр "Гулрухсор" в Худжанде занимается только женщинами, но, по словам Сабохат Бободжоновой, мужчины также обращаются в центр, хотя им могут только посоветовать обратиться к психологу.

Ситуация в Хатлонской области несколько отличается. Директор НПО "Гамхори" (Забота) Баходур Тошматов рассказал Sputnik Таджикистан, что в его организации обычно приходят за юридической консультацией и психологической помощью, но во время самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, увеличились и телефонные обращения.

"Поскольку учреждения были закрыты и люди сидели дома, в мае к нам обратились около 45 людей, еще 37 связались с нами по горячей линии. Из 46 обратившихся за первую половину июня - 32 женщины, остальные мужчины. Насилие обычно имеет экономические, сексуальные и психологические аспекты, разногласия возникают и на рабочем месте, и дома. Иногда возникают очень серьезные проблемы, которые я не могу разглашать из соображений этики", - сказал Баходур Тошматов.

Дела семейные

Коронахроника Душанбе
Особая ситуация царит в ГБАО. В беседе со Sputnik Таджикистан юрист Центра юридической и психологических консультаций области сказал, что в мае и июне никто не обращался к ним в связи с домашним насилием.

Председатель НПО "Мадина" в Хороге Набот Додихудоева, которая также занимается вопросами насилия в семье, говорит, что во время самоизоляции особых изменений в работе организации не было.

"К нам обращались те же люди, что и раньше, и их очень мало. Обычно горцы не хотят выносить сор из избы и считают разногласия сугубо внутренним семейным делом, но есть семьи, которые регулярно ссорятся и спешат к нам за помощью. Накануне я обратилась по этому вопросу к особому отделу по вопросам домашнего насилия управлении внутренних дел области. Они сказали, что никто не связывался с ними по этому вопросу", - сказала Додихудоева.

Ни насилия, ни организации

Особый сюрприз ждал корреспондента Sputnik Таджикистан в столице страны - Душанбе. Попытки поговорить с двумя основными кризисными центрами не увенчались успехом. В первом учреждении никто не брал трубки по двум номерам, а руководители другого центра сказали, что у них нет времени на беседу.

Названо число жителей Душанбе, соблюдающих ограничения из-за коронавируса
Резервный центр, который работает с жертвами домашнего насилия при Комитете женщин и семьи, не прокомментировал этот вопрос, заявив, что для информации должно предоставляться письменное обращение.

Между тем, по словам Нафисы Юнусовой, исполнительного директора общественной организации "Центр психологической помощи" в Душанбе, который оказывает содействие в трудных ситуациях детям и женщинам, предварительные отчеты показывают, что психологическое состояние общества сильно нарушено во время самоизоляции, введенной в связи с эпидемией коронавируса.

"В сельских местностях люди живут в больших домах с участками. Но жить в самоизоляции в тесных комнатах городских многоэтажек, особенно для многодетных семей, очень трудно. В Москве, например, люди уезжают на свои дачи во время карантина. Но большинство жителей Душанбе не имеют такой возможности, и соответственно, что нет никакого выхода из разногласий. Имеющаяся у нас статистика, которую мы опубликуем в конце месяца, свидетельствует о росте домашнего насилия", - сказала Юнусова.

И в то же время она говорит, что люди обращают мало внимания на помощь психологов, потому что думают, что к ним идут только сумасшедшие.

На страже порядка

В России снизилось число преступлений среди мигрантов в пандемию
Еще одно ведомство, занимающееся насилием в семье, - это Министерство внутренних дел. Министерство во всех своих управлениях и отделах по всей стране располагает специальными помещениями для жертв домашнего насилия.

Пресс-секретарь МВД Таджикистана Нусратулло Махмадзода рассказал Sputnik Таджикистан, что это ведомство серьезно относится к проблеме домашнего насилия, оно является нежелательным явлением и именно это становится причиной многих преступлений по стране.

"Однако у нас нет точных данных о том, насколько высок или низок уровень насилия во время самоизоляции. После подведения итогов полугодовой деятельности министерства вся информация будет доступна общественности", - сказал Нусратулло Махмадзода.