ДУШАНБЕ, 23 мая — Sputnik. Ежедневная статистика COVID–19 - это не безмолвные графики и таблицы, ведь за каждой цифрой стоит чья-то человеческая жизнь.
Душанбинцам стало уже не так важно, сколько на полках запасов масла, муки или риса. Заботы сместились в другой, более значимый ракурс, и теперь измеряются ценностью жизни. В личной беседе, в разговорах с по телефону, в сообщениях только одна тема - кто-то вновь преждевременно ушел из жизни, не успев попрощаться.
Взгляд из окна на жизнь Душанбе
Местные не устают повторять, что Душанбе - большая деревня, где все про всех знают. Теперь эта особенность только бьет по нервам. Для того, чтобы понять, что происходит в городе, необязательно далеко ходить, достаточно выглянуть из окна квартиры или выйти за забор хавли.
Практика за последний месяц устоявшаяся: и самоизоляцию не нарушаешь, и дистанцию соблюдаешь, и нос по ветру держишь. Увы, если раньше можно было наблюдать за свадебными приготовлениями соседской внучки или приехавшими из Москвы родственниками, то теперь частые гости на любой улице - это машины скорой помощи или службы санэпиднадзора.
Число больных коронавирусом в Таджикистане перевалило за две тысячи
Причем ранее казавшиеся забавными защитные костюмы вызывают не улыбку или удивление, а чувство настороженности и даже страха.
"Мы живем на первом этаже, из окна виден вход в подъезд. Волей-неволей я все слышу и вижу. Если честно, уже со счета сбилась, сколько раз к нам в дом и в дома напротив приезжали белые машины. Знаю, что у нас в подъезде несколько семей переболели коронавирусом, сейчас до сих пор приходят в себя взрослые. Дети - здоровы, никто не умер", - с волнением делится Гулрухсор, жительница 82-го микрорайона.
Фирдавс из махаллы Калинина живет неподалеку от местного мазора (кладбище) и видит "работу" коронавируса.
"Я всю жизнь живу рядом с таким, можно сказать, святым местом, уже привык, что люди толпами провожают в последний путь своих близких. Сегодня джаназа (мусульманский похоронный обряд - ред.) проводится совсем не так. Усопших привозят на скорой помощи, людей почти нет, максимум 3-4 человека", - делится наблюдениями молодой человек.
Скоропостижно скончался глава Таджикабадского района
Раньше таджикские женщины в паузах между приготовлением пиши и хозяйственными делами собирались на лавочках во дворе и делились всеми новостями. Теперь Сайфия, старожил пятиэтажки в 65-м микрорайоне Душанбе, чувствует себя одиноко без подруг.
"В доме напротив в трех подъездах были заболевшие. Одна женщина умерла. После тут же пришли службы обрабатывать весь подъезд. Все вокруг опыляли растворами. Я до сих пор не могу прийти в себя", - делится она в слезах.
Оказалось, что скончавшаяся молодая женщина приехала из Куляба, чтобы ухаживать за престарелой мамой. Возможно, женщина "подцепила" коронавирус где-то в дороге, а теперь ее несовершеннолетние дети остались сиротами.
Слезы майских утрат
Так, 13 мая коронавирус забрал известного советского и таджикского журналиста, лингвиста, профессора, преподавателя Таджикского национального университета 85-летнего Бахриддина Камолиддинова.
Как рассказал Sputnik Таджикистан, один из членов его большой семьи, профессор резко почувствовал недомогание и слабость.
"После того как ему стало плохо, невестка сразу стала ухаживать за ним и за его сыном, который слег с такими же симптомами, следуя при этом всем назначениям врача", - поделился собеседник.
Пожилому мужчине становилось все хуже, стало тяжело дышать. Его разметили в одной из душанбинский клиник в районе железнодорожного вокзала. Он пробыл там ровно два дня под аппаратом ИВЛ, но все усилия врачей оказались безуспешными.
Как известно, беда не приходит одна: Камолиддинов был похоронен в один день со своей 52-летней дочерью, которая страдала хроническим бронхитом и тоже не смогла побороть коварный вирус. Они умерли с разницей в несколько часов.
Скоропостижно умер бывший глава ГКНБ Таджикистана Саиданвар Камолов
Не менее трагична история известного оператора Гостелерадио 47-летнего Ситама Мухиддинова. О его смерти стало известно 4 мая, за несколько дней до этого его госпитализировали в больницу с высокой температурой и пневмонией.
У мужчины осталась семья - жена-домохозяйка, старший сын-студент юрфака РТСУ, дочь и еще двое несовершеннолетних сыновей.
В сентябре прошлого года у Мухиддиновых трагически умер еще один мальчик, его насмерть сбила машина.
В Таджикистане умер бывший замминистра обороны и военный коммендант Душанбе
Имена последних некрологов
Последние статистические данные показывают, что Таджикистан всего за три недели вышел на первое место в Центрально-Азиатском регионе по числу летальных исходов от коронавируса.
Очень хочется поставить в этом списке точку, но увы, предугадать сколько еще людей окажутся под прицелом вируса, к сожалению, невозможно.
Конечно, в такое время важно не поддаваться панике и сохранять стойкость духа. Богословы разных конфессий сходятся во мнении, что коронавирус - испытание, выпавшее на долю людей.
Мусульмане верят, что каждый человек, умерший в период благословенного месяца Рамазан, или же в пятницу, будет избавлен от наказаний, а врата рая остаются для него открытыми. Утешая друг друга по телефону, душанбинцы напоминают об этой милости Всевышнего.