ДУШАНБЕ, 27 июн — Sputnik, Данара Курманова. Вот уже почти тридцать лет 27 июня в России отмечают День молодежи. Но молодежь РФ — это не только россияне. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, сегодня в стране учатся 297 тысяч иностранцев.
Сардор Содиков: "Учусь в России — и развиваю науку в Узбекистане"
"Я получал повышенную стипендию за научную деятельность, стипендию Game Changer от Jaguar Land Rover, Оксфордскую стипендию и президентскую стипендию", — перечисляет Сардор.
Причем он искренне считает, что ничего выдающегося в этих победах нет.
"Я же приехал сюда учиться, — говорит он. — Пропустить все это было бы глупостью. Еще в Вышке была возможность выучить испанский. Разумеется, я ею воспользовался".
Сейчас Сардор учится в аспирантуре. Какое-то время ему удавалось совмещать научную деятельность с работой (Сардор преподавал макроэкономику на английском языке), но однажды юноше поставили диагноз "лимфома".
"Стресса и депрессии у меня не было, — признается Сардор. — У каждого человека, конечно, своя психология, но мне было легче отвлечься на что-то. Я стал писать исследовательский проект, это давало мне энергию".
Стратегия Сардора сработала — он выздоровел и сейчас работает над проектом по созданию Ассоциации пляжного волейбола в Узбекистане. Его идеей уже заинтересовалась Всероссийская федерация волейбола. А кроме этого, Сардор Содиков изучает экономические процессы Центральной Азии и считает, что смысл его учебы именно в этом — нарабатывать опыт, который поможет его родной стране.
Зайниддин Абдулкасимов: "В России мой интерес к медицине стал еще сильнее"
"Объем информации в медицинском всегда большой, — говорит он. — Некоторым студентам бывает трудно, и мы объясняем дополнительно теорию, подтягиваем практику — на муляжах".
В самый разгар пандемии COVID-19 в России Зайниддин отправился помогать в уфимский коронавирусный госпиталь. Но как говорит он сам, никакого героизма в этом поступке не было — просто он будущий врач.
"Конечно, мне было чуть страшно, — рассказывает Зайниддин. — Ты же понимаешь, что рискуешь здоровьем. Ну и реально тяжело работать по шесть часов в противочумном костюме".
При этом выпускник подчеркивает: все неприятные моменты работы компенсировал дружный коллектив и пациенты, которые, к счастью, в основном выздоравливали. Зайниддин вспоминает, что больше всего его поразил пациент-мужчина 70-ти лет: "Он был тяжелый, попал в реанимацию… но шутил. И действительно, многое от настроя зависит — он выкарабкался, его перевели в терапию".
А интерес к будущей профессии тем временем сильно зависит от университета, подчеркивает Зайниддин. "Мне хочется, чтобы вы это написали, — говорит он. — Я благодарен преподавателям. Они сделали все, чтобы моя любовь к медицине стала еще сильнее".
Зарэ Геворкян: "Хочется показать Армению с лучшей стороны"
Зарэ Геворкян тоже спасал больных коронавирусом — только в Москве, в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Зарэ стал одним из первых студентов медицинского университета имени Н. И. Пирогова, которые решили помогать врачам бороться с COVID-19. Каждую смену в Центре мозга он в шутку называет "зоной отчуждения".
"Самым трудным было непонимание, что тебя ждет, — говорит он. — Болезнь новая, ты надеваешь костюм, заходишь в отделение реанимации. Тебе сложно, но все просто исчезает, когда ты снимаешь очередного пациента с аппарата ИВЛ, потому что ты спас не только его жизнь — ты вернул его семье. И самое главное — это труд множества людей, вы сделали это вместе, бок о бок. А руководство больницы очень о нас заботилось".
Помощь коронавирусным пациентам — не первая серьезная медицинская практика для Зарэ. Три года он проработал медбратом в отделении пересадки почки в Российском научном центре хирургии.
Стать врачом Зарэ решил благодаря маме-терапевту, поэтому к учебе отнесся серьезно с первого курса — все шесть лет участвовал в конференциях, писал научные статьи, побеждал на олимпиадах по медицинской диагностике и хирургии. Результат всех этих стараний — именная стипендия правительства Москвы и красный диплом. При этом Зарэ успевает руководить армянским землячеством в университете и утверждает:
"Времени хватает всегда, даже во время учебы в медицинском, нужно просто его правильно распределять. Мне нравится общественная деятельность. Раз в году мы участвуем в фестивале народов университета — устраиваем концерты, знакомим людей с кухней. Хочется показать Армению с лучшей стороны".
Виктория Гветадзе: "Как настоящая грузинка, я даже диссертацию пишу про вино"
"У меня была действительно насыщенная студенческая жизнь, — говорит Виктория. — Конференции, мероприятия Россотрудничества, клуб друзей фонда Горчакова, а еще я была старостой и президентом грузинского землячества".
Возглавив землячество, Виктория решила популяризировать родную страну не только в университете, но и за его пределами. Девушка организовывала концерты грузинской музыки в РУДН, выставки грузинской культуры на ВДНХ и интеллектуальную игру "Познаем Грузию" в Московском доме национальностей.
"Магия Грузии в том, что ее невозможно не любить, — делится она. — Поэтому на наших мероприятиях всегда находились представители других национальностей. Однажды мы выступали в хосписе, танцевали, и был такой трогательный момент — ко мне подошла одна бабушка, обняла и сказала: "Спасибо, у меня даже от радости прибавились силы". Теперь я мечтаю когда-нибудь создать свой благотворительный фонд".
А пока Виктория работает в Фонде возрождения российско-грузинских отношений и пишет кандидатскую диссертацию. Как смеется сама — она же настоящая грузинка, поэтому диссертация посвящена вину.
"Я экономист, изучаю структурные сдвиги на мировом рынке вина, и конечно, Грузия в моем исследовании фигурирует, — говорит она. — В общем, я учусь до сих пор. Кстати, во время учебы я познакомилась с мужем — это было мероприятие грузинской диаспоры. Так что все удалось, о своем поступлении я не жалею!"
Адиль Ермек: "Я решаю самые трудные задачи, потому что меня закалило российское образование"
"Дело в том, что я мог поступить на факультет программирования, — объясняет он. — А я хотел на физику. С детства мечтаю быть инженером".
Изучать физику Адиль хотел именно в Москве — и тоже с детства.
"Учеба в России дает сильную базу для карьеры, — говорит он. — В МИФИ сложное обучение. Продержаться здесь тяжело. Но этот вуз дал мне умение решать самые тяжелые задачи. Я знаю, что добьюсь своей цели, потому что университет закалил меня".
Адиль знает, что говорит: уже на первом курсе он стад победителем Всероссийской олимпиады по физике. А сейчас успешно преподает сам. Несколько лет назад Адиль создал образовательный портал, где обучает детей физике и математике онлайн. География его школы большая: Россия, Казахстан, США и Франция.
"Однажды мне написал мальчик из Атырау с просьбой подготовить его к учебе в Новосибирске, и таких примеров много, — рассказывает Адиль. — Иногда пишут шестиклассники, которые хотят поступить в спецшколу. А я хочу, чтобы они понимали, что нет ничего невозможного. Конечно, радуюсь, когда мои ученики проходят в желаемые школы и университеты. Для меня это показатель, что я работал не зря. Тем не менее, я всегда говорю им: это не моя заслуга по большей части, а ваша, моя задача — только направить".
Благодаря образовательному проекту Адиль борется еще и с гендерными стереотипами — нередко на уроки физики записываются девушки. "Не так давно подготовил одну девочку — за два месяца, поступила в лицей, — говорит Адиль. — Наука должна быть доступной для всех. Поэтому детям из малоимущих или многодетных семей я преподаю бесплатно".
Самира Мустафаева: "Быть азербайджанкой — значит, быть человеком с широкой душой"
"Вместо полезной еды я выбирала сладкое, не прислушивалась к тренерам", — вспоминает она. Но годы тренировок сделали свое дело. Сейчас Самира — неоднократный призер чемпионов мира, выпускница Университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта и основательница сети фитнес-студий.
В отличие от многих компаний, сеть Самиры выстояла во время кризиса из-за пандемии, и девушка уверена: сохранить бизнес ей помогло спортивное прошлое в России и Азербайджане. "Из большого спорта я сразу пришла в большой бизнес, — говорит она. — Я привыкла адаптироваться к любой ситуации, так что в самоизоляции мы сразу запустили онлайн-активности. В спорте, даже если ты выступаешь в индивидуальном первенстве, за тобой стоит команда. Твои победы — их победы тоже, поэтому для меня было важно".
Гурдофарид Сангин: "Я разрушаю стереотипы о Таджикистане"
Гурдофарид рассказывает: она буквально влюбилась в Санкт-Петербург, когда приехала сюда в девятом классе, и дала себе слово — однажды непременно будет учиться здесь.
Гурдофарид учится всего год, но уже успела разрешить немало стереотипов о Таджикистане. Часто людей удивляет ее русская речь без акцента и научная деятельность. Дело в том, что девушка разработала проект по очищению реки Сырдарьи и организовала акцию по переработке отходов, найденных на ее берегах. Сейчас Гурдофарид — член Малой академии наук Таджикистана.
"Однажды мне сказали: "О, ты постоянно учишься и так говоришь по-русски. Мы думали, таджики в основном на стройках работают", — рассказывает она. — Но я не обиделась. У меня другая линия поведения: я угощаю людей таджикскими блюдами. А в университете у нас традиция даже появилась — группа многонациональная, мы вместе отмечаем праздники, учим друг друга танцам, таджикским в том числе. Так и происходит слом шаблона".