ДУШАНБЕ, 29 дек — Sputnik. Пандемия COVID-19 играючи ввергла в кризис всю мировую экономику, Таджикистан, конечно же, не мог остаться в стороне.
Однако, изучая итоговые показатели текущего года, нельзя сказать, что страна оказалась в глубоком минусе. Некоторые цифры внушают определенный оптимизм.
ВВП растет, но медленно
По данным Минэкономразвития, за три квартала текущего года рост ВВП составил 4,2% (55,6 миллиарда сомони), что на 3% ниже показателей 2019-го.
"Ситуация по итогам 9 месяцев складывалась под влиянием возрастания возможных рисков от внешних вызовов, связанных с распространением коронавируса, замедлением в развитии мировой экономики и экономиках в странах-партнерах, а также под давлением ускорения инфляционных процессов. Все эти факторы способствовали существенному замедлению экономического роста республики", - говорится в обзоре ведомства.
Прирост стал возможным за счет реального сектора экономики - промышленного производства и аграрной отрасли. Так, объем промышленного производства вырос на 10,7% (21,1 миллиарда сомони). Основным двигателем прогресса стала обрабатывающая отрасль. Сельское хозяйство обеспечило прибавку в 8,1% (23,4 миллиарда сомони). Тут отличились сферы животноводства (8,4%) и растениеводства (8,1%).
А вот оптовая и розничная торговли заметно снизили обороты. Их объемы упали на 6,3% (223,9 миллиона сомони). Причиной стало снижение покупательской способности населения из-за уменьшения объема денежных переводов трудовых мигрантов. Также следует учесть, что для проведения карантинных мероприятий базары, вещевые рынки и многие магазины были закрыты для посетителей.
Эти же меры послужили сокращению рынка платных услуг (9,25 миллиарда сомони) на 4,5%. Есть потери и в сфере инвестиций в основной капитал. Большая их часть приходится на зарубежные (18,4%). Меньше стало вкладывать и государство, падение составило 5,3%.
По подсчетам ведомства, по кошелькам потребителей нанесла удар и инфляция. Хотя номинальный размер среднемесячной заработной платы бюджетников вырос на 10,2%, но реальные доходы с поправкой на инфляцию снизились на 2,1%.
В Таджикистане импорт превысил экспорт в два раза
Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируют до конца 2020-го рост инфляции до 8,5%. Эксперты Всемирного банка (ВБ) менее оптимистичны, они убеждены, что цифра достигнет 10%. Мировые цены на продовольствие растут на фоне коронавируса, а Таджикистан больше половины объема продуктов импортирует. Значит, на рынках оно подорожает, что усилит инфляционные процессы.
Где искать опору экономике: на заводе или в поле
Несмотря на ощутимую прибавку, которую обеспечило ВВП промышленное производство, международные специалисты советуют властям Таджикистана обратить внимание на аграрный сектор. По их мнению, именно прогресс в сельском хозяйстве позволит стране легче перенести последствия пандемии, попутно обеспечив хорошие позиции в достижении продовольственной безопасности.
Прежде всего, уверены аналитики, следует повысить присутствие частных хозяйств. А для их эффективной деятельности надо реформировать Налоговый кодекс, чтобы не душить фермеров тяжким бременем фискальных вычетов.
Эффект COVID: какой удар вирус нанес сельскому хозяйству и промышленности Таджикистана
Однако сами дехкане, соглашаясь с необходимостью предоставления им налоговых преференций, не считают этот шаг первоочередным. Гораздо важнее прекратить порочную практику административного вмешательства в их дела.
Это когда местные власти в приказном порядке заставляют частников засевать принадлежащие им площади той или иной культурой. При этом зачастую не берется во внимание, что фермер уже подготовил поле по своему разумению, вложился в покупку удобрений и семенного материала, иногда даже засеял землю в расчете на будущий урожай.
Большие трудности испытывают фермеры и с доставкой выращенной продукции на рынок. Здесь правят бал посредники, сбивая цены у производителя и накручивая их для потребителя.
Не помогают и банки. Получить долгосрочный кредит под невысокий процент для покупки оборудования, удобрений и семян нереально. За все приходится переплачивать или соглашаться на фьючерсы. Эта порочная практика загоняет дехкан в долговую кабалу, когда даже реализованная продукция не гарантирует весомой прибыли.
Как потопаем, так и полопаем
В целях обеспечения собственного населения сельхозпродукцией Штаб по предупреждению распространения инфекции в апреле ввел временный запрет на экспорт некоторых видов товаров. Это все виды зерновых и бобовых культур, мука, мясо, картофель.
Более того, Эмомали Рахмон призвал дехкан увеличить объемы выращиваемой продукции, собирая с каждого земельного участка по 2-3 урожая в год. Соответствующее поручение он направил в министерства промышленности и сельского хозяйства.
Несмотря на принимаемые меры, угроза продовольственного кризиса остается достаточно высокой. Перманентная инфляция, неподъемные ставки по кредитам, высокие налоги и рост цен на удобрения и семена делают труд аграриев нерентабельным.
Выезжать, как в прошлые годы, за счет импорта продовольствия в условиях острейшего дефицита иностранной валюты не получится. Единственно возможным выходом видится продуманная реформа сельского хозяйства, которая устранит все проблемные моменты, перечисленные выше. И тогда Таджикистан сможет в значительной степени удовлетворять свои потребности за счет внутреннего производства сельхозпродукции.