Золотой ключ от китайских цепей: как экспорт драгметалла спасет Таджикистан

Таджикистан начал извлекать гигантскую прибыль с экспорта золота. Пока она большей частью оседает в карманах кредиторов, но в ближайшие два года Душанбе может расквитаться с долгами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 12 фев — Sputnik. В 2019 году Таджикистан установил рекорд золотодобычи в 8,1 тонны, на четверть больше по сравнению с 2018-м. Еще один рекорд был зафиксирован в сфере экспорта в прошлом году, когда республика продала за рубеж драгметалла почти на $690 млн.
Власти в буквальном смысле нашли золотой источник наполнения бюджета, закрывая им бреши, нанесенные пандемией COVID-19. Однако источник этот совсем не бесконечен.
По заявлению Главгеологии РТ, сейчас в стране насчитывается 40 месторождений, а их утвержденный запас составляет около 500 тонн. Если правительство и дальше собирается наращивать экспорт желтого металла, то этих ресурсов надолго не хватит. А потому Главгеология уже анонсировала возобновление работ по поиску новых золотых месторождений.
Sputnik Таджикистан попытался разобраться, как долго Таджикистан сможет наращивать экспорт "металла королей" и не обрушит ли это цены на мировом рынке.

Съест, что дадут

Следует отметить, что Таджикистан - не единственное государство СНГ, в последние годы сделавшее ставку на золото в экспорте. У России масштабы добычи и продажи в процентном соотношении и в цифрах в разы больше - в 2020-м страна увеличила экспорт золота в три раза за год, продав его на общую сумму $18,5 млрд. Это помогло российской экономике пережить резкое падение цен на нефть после распада сделки ОПЕК.
У доллара проблемы: миллиардеры нашли ему замену
"В ситуации бюджетного дефицита в какой-то момент доходы от экспорта золота перебили все доходы от поставок углеводородов, нефти и газа вместе взятых", - отмечает финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
Разница между Россией и Таджикистаном лишь в различных масштабах добычи и аффинажа - процесса очистки металла до пробы 99,65% чистого золота.
Кроме того, профильные предприятия в РФ, как правило, принадлежат либо государству, либо российским бизнесменам. Иное дело - Таджикистан, где единственным полностью государственным комбинатом является только "Тиллои Точик".
На фоне спада экономики, вызванного пандемией, правительство республики особо заинтересовано в накоплении золотовалютных резервов и стабильном курсе валюты, а потому практически весь драгметалл скупает Минфин и Нацбанк. И только в случае их отказа от закупки производители могут перепродавать продукцию.
Таджикский Клондайк: частным лицам в республике разрешили добывать золото
С лета 2017 года Нацбанк РТ начал продавать населению аффинированные слитки весом от 5 до 100 грамм, не более килограмма в год. Здесь опять-таки уместно вспомнить опыт России. У северного соседа золото скупают чуть более активно - в качестве долгосрочных инвестиций и попытке сохранить сбережения на фоне инфляции.
Но в обеих странах наблюдается характерная тенденция - покупать слитки (в РФ чаще монеты) отечественного производства оказывается дороже, чем отечественное золото - настолько производители увлеклись экспортом. Ведь момент для этого самый подходящий, полагают эксперты.
"Сейчас это очень прибыльный бизнес. Недавние скачки цен на драгметаллы принесли компаниям большой доход, так как золото сейчас торгуется очень высоко. Это замечательно для России - производство востребованного ресурса, на который есть хороший спрос и приличная наценка, и хорошо для Таджикистана - развитие технологической индустрии и создание рабочих мест", - считает главный редактор новостного проекта Goldenfront Дмитрий Балковский.
Алюминиевое сердце Таджикистана: как производят металл на заводе ТАЛКО
По мнению эксперта, обесценивание из-за переизбытка предложения на рынке золоту не грозит - от поиска месторождения до его разработки проходят годы.
"Честно говоря, особенных рисков я не вижу, кроме экологических, все-таки горнодобыча - дело достаточно грязное. И в принципе, производство золота можно наращивать бесконечно, рынок съест все, что на него выбрасывается", - подчеркивает Балковский.

Золото наше, прибыль - чужая

Что касается, прогнозов на добычу, то она ограничена только запасами недр. Причем эксперты отмечают - по мере роста цен за унцию на мировых рынках золота в недрах обнаруживается все больше. Разумеется, дело не в волшебном философском камне, превращающем грунт в драгметаллы и чудом попавшем в руки Душанбе, а в соотношении затрат и прибылей.
Геологоразведка - процесс недешевый, и при нынешней цене на золото в $1800 за тройскую унцию (против $1300 два года назад) интерес зарубежных компаний к залежам таджикских недр - и так немалый - станет еще выше.
Партнеры или захватчики – кто и как расходует природные ресурсы Таджикистана
За последние пять лет в отрасль были привлечены инвестиции на сумму более $575 млн, по большей части - из Поднебесной. На эти деньги китайская компания "ТВЕА-Душанбе саноати кухи" начала строить обогатительную фабрику для двух месторождений в Айнинском районе ценой в $180 млн. И там же в нынешнем году появится завод "ТАЛКО Голд" по переработке сырья, добытого на месторождении "Кончоч".
К таджикскому золоту проявила интерес и Германия. При финансовой поддержке немцев будет проводиться геологоразведка в некоторых регионах Таджикистана.
Правда, в этом состоит и главный подвох таджикской золотодобычи: поскольку большинство производств созданы на заграничные капиталы, именно иностранцы и снимут первые сливки в условиях роста цен.
Отдам в хорошие руки: почему Таджикистан разрешил приватизацию Рогуна и ТАЛКО
Наиболее яркий пример - лицензии на добычу месторождений "Верхний Кумарг" и "Восточный Дуоба" в Айнинском районе, которые, предположительно, содержат 64 тонны золота, а тщательная разведка может увеличить прогнозируемые запасы аж до 100 тонн.
И главным бенефициаром от разработки месторождений является Китай, который будет выкачивать оттуда золото до тех пор, пока не вернет себе $331,6 млн, потраченных на возведение ТЭЦ "Душанбе-2".
На сегодняшний день производством и афинажем занимаются таджикско-китайские совместные предприятия "Зарафшон" (70% производства), "Пакрут" (14%), "Тиллои Точик" (8%) и таджикское-канадское "Апрелевка" (5%).
Официальный Душанбе не раз упрекали в том, что он слишком увяз в китайских кредитах и отдает самые лакомые куски бизнесменам из Поднебесной, однако выбор у властей не велик - никто кроме Пекина не готов столь масштабно инвестировать в горнодобывающую отрасль. А возврат долгов - это вопрос финансовой репутации перед лицом других инвесторов и гарантия завершения других инфраструктурно-промышленных проектов, которых в Таджикистане множество.
Китай отсрочил Таджикистану выплату долга в 40 миллионов долларов
И учитывая не только зависимость от иностранных капиталов, но и отрицательный торговый баланс, выход у Душанбе один - продолжать форсированную добычу золота.

Хороший год Таджикистана

Однако прогноз у таджикской экономики весьма оптимистичный - желтый металл стабильно рос в цене весь прошлый год, а его надежность как актива выглядит особо привлекательно, учитывая инфляцию и масштабную эмиссию доллара и евро.
Простые цифры для сравнения: в 2020-м США напечатали 20% от уже имевшихся к началу года долларов. И согласно всем базовым правилам макроэкономики стоимость валюты быстро упала - печатный станок в очередной раз начал обесценивать сам себя.
Есть нефть, нет денег: почему Таджикистан никак не превратится в Техас
При этом мировая добыча золота в 2020 году составила примерно 3300 тонн, или около 1,5% от общего объема добытого за всю мировую историю драгметалла (около 200 тыс. тонн). Нетрудно посчитать, что эмиссия драгметалла происходит куда медленнее доллара и евро - всего 1,5% в год.
Судя по всему, 2021-й имеет все шансы превзойти итоги 2020-го. Всеобщая инфляция на фоне коронавирусной паники лишь усилила спрос на солидный, стабильный во все времена резерв, и некоторые эксперты предрекают, что в ближайшие год-два стоимость тройской унции составит 3000 долларов.
И это отличный шанс для властей Таджикистана закрыть часть долгов перед кредиторами и наконец-то пустить золотой поток на нужды собственного государства.