ДУШАНБЕ, 25 фев — Sputnik. В Таджикистане спустя более чем месяц снова можно оплачивать электронные услуги иностранных компаний с помощью мобильных кошельков. После того как 16 января вступили в силу поправки в Налоговый кодекс страны, включавшие так называемый налог на Google, некоторые банки сделали недоступной оплату онлайн-услуг за рубежом, будь то подписка на сериалы, стриминговые сервисы, онлайн-игры или оплата хостингов.
При этом Налоговый комитет хоть и сообщил - в случае транзакций банки не будут облагаться налогом, но и никаких дополнительных объяснений о порядке взимания "налога на Google" не дал.
По мнению экспертов, профильные ведомства, объявив о подобной фискальной инициативе, решили взять передышку и наконец-то уже установить четкие правила игры для иностранных компаний. В противном случае больших денег таджикской казне не видать.
Однако дело это не быстрое и урегулирование займет не один год, полагает главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, в нее входят в том числе Google, Microsoft и Mail.ru Group) Карен Казарян.
"Даже в РФ потребовалось 3 года, чтобы утрясти порядок сбора налогов. При том что Россия - развитый и большой рынок. И если для иностранных компаний не создано по простой и удобной регистрации, - на родном языке, в службе одного окна, - то агентом назначаются физические лица или посредники, которые и производят отчисления. А иностранцы как живут, так и продолжают жить", - пояснил аналитик Sputnik Таджикистан.
При этом Казарян отмечает, что это не самый оптимальный способ налогообложения, но в момент такого переходного периода используется именно он.
В любом случае НДС платит конечный потребитель, хорошо известно. А значит, при расчетах с физлицами иностранные фирмы поступают просто - добавляют налог. И рядовые граждане, оплачивая покупки в том же Google Play или App Store, платят больше, чем граждане стран, где подобный налог отсутствует.
При этом у налоговых агентов, которые должны удерживать НДС, не все так просто. Им не всегда возможно НДС удержать, да и сумма контракта зачастую не содержит оговорок о взыскании налога.
Поэтому налоговому агенту приходится платить за счет собственных средств.
Если взглянуть на российский опыт, то именно такой позиции и придерживается Минфин РФ, с опорой на постановление высшего арбитражного суда.
По мнению судей, "вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет".
Но, пока аналогичный процесс урегулирования завершится в Таджикистане, может пройти не один год.
"В любом случае говорить об окончательном решении рано. Есть волевое решение властей, но как именно оно будет реализовываться, как будет функционировать - пока непонятно. Неизбежно возникнут вопросы и у иностранных компаний, и у банков, и у рядовых пользователей. Финансовым властям очевидно необходим своего рода карантинный период, чтобы запустить налоговый механизм", - отмечает глава Ассоциации мобильных операторов Республики Таджикистан Гафур Иркаев.
Впрочем, у Таджикистана есть перед глазами опыт соседей по СНГ и более того - новые способы заработка на интернет-сегменте. Так, в Австралии с 25 февраля все цифровые платформы, которые ранее работали с австралийскими СМИ, теперь должны перейти на официальный договор, где говорится о налогах за использование местного контента.
Условия континента приняли в Facebook и Google, а руководство первой компании даже заявило о готовности инвестиций в размере миллиарда долларов. Как знать, может, и власти в Душанбе решат повторить такой налоговый маневр.
Единственная уязвимость подобной схемы - в самом Таджикистане, а точнее, в его весьма слабом технологическом потенциале. В последнем докладе ООН на Конференции по торговле и развитию аналитики поставили республику в самом конце рейтинга стран, развивающих новые технологии, - на 143-е место, прямо между Восточным Тимором и Коморами.
Так что профильным ведомствам Таджикистана, чтобы серьезно заработать на сетевых технологиях, придется в принципе немало потрудиться для их развития.