В одном из бессмертных литературных произведений главный герой в сердцах восклицает: "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!" Видимо, вдохновившись этими строками, депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский выдвинул потрясающую идею - завозить мигрантов из стран Центральной Азии в пустующие российские деревни.
Мол, так можно одним выстрелом убить двух зайцев: власти решат проблему оттока людей и экономической деградации в сельской местности, а иностранцам не надо будет беспокоиться насчет поиска жилья, регистрации и работы - ее в деревнях на необрабатываемой земле обычно хватает с головой.
"Дадим им жилье в пустующих деревнях России, пусть там живут. Они же хорошие земледельцы. Допустим, казахи и кыргызы - кочевники... А таджики и узбеки - это земледельцы. А у нас сколько пустующих земель с готовыми домами? Вот такой должен быть государственный подход", - аргументировал он свою инициативу.
Возможно, Владимир Вольфович обошел вниманием Казахстан и Кыргызстан не из-за их кочевого прошлого, а потому что объявлен в этих странах персоной нон-грата. Это известно только ему. Но стоит отметить - во многих предложениях скандального политика есть рациональное зерно. Просто оно запрятано где-то очень глубоко.
Депутат, стратег, популист
Так получилось, что мне довелось лично повидать Владимира Жириновского, причем в разных ипостасях. Четверть века назад он посетил таджикско-афганскую границу в составе делегации Госдумы, в том числе и наш погранотряд.
За ним было очень интересно наблюдать. В обычном общении главный либерал-демократ России был очень неглупый, адекватный и приятный человек. Но стоило рядом появиться видеокамере (делегацию сопровождала группа журналистов), как он тут же преображался: начинал громко выдвигать абсурдные идеи, бурно жестикулировать и всячески работать на публику.
В те годы границу с Афганистаном помимо "зеленых фуражек" охраняли подразделения 201-й тогда еще мотострелковой дивизии. На участке, куда привезли на "экскурсию" депутатов, стояли два танка. Жириновский по-отечески обратился к командиру одного из них:
- Это там, за речкой, Афганистан? А ну бахни по ним парой осколочных!
Молоденький танкист ошарашенно промямлил:
- Вы что, Владимир Вольфович, категорически запрещено! Мы же не воюем, а просто границу помогаем охранять…
- Не дрейфь, сынок, если что - скажешь, приказ старшего по званию выполнял, а я тебя в обиду не дам! Они там все наркоконтрабандисты, отраву сюда таскают, всех под корень истребить надо! - неистовствовал Жириновский.
К счастью, "сынок" послушался устава, а не депутата.
Чуть позже, садясь в вертолет до Душанбе, депутат потребовал у командира экипажа сделать крюк на сопредельную сторону и обстрелять пару кишлаков ракетами. На вполне резонное замечание седого майора, что вертолет у него транспортный, стал упрашивать: "Ну давай хоть бомбами забросаем?"
Не стану утверждать наверняка, но кажется, после отлета Жириновского с делегацией в Москву командование гарнизона вздохнуло с большим облегчением.
В погоне за гектаром
Что касается иных безумных инициатив, то бессменный лидер ЛДПР продолжает держать марку и 25 лет спустя. Так, в начале марта он предложил присоединить к России постсоветские республики на правах губерний.
Поскольку такое мнение было сделано в частном порядке и уже не в первый раз (в 2016-м Жириновский предлагал собрать новое союзное государство во главе с Россией), в правительстве никто не воспринял заявление коллеги всерьез, а в Сети шутливо объяснили такой призыв весенним обострением.
На этом государственный ум не остановился и от внутренних вопросов перешел к внешним, одним махом решая миграционные и земельные проблемы. Надо сказать, получилось убедительнее и реалистичнее, чем с геополитикой.
В таджикском сегменте соцсетей многие комментаторы поддержали инициативу Жириновского.
"Поехать в Россию? Сначала мне нужно доучиться и получить диплом. А жить в деревне и возделывать землю, почему бы и нет? Тем более я в Аграрном университете учусь, через 2 года закончу, тогда и решу", - делится планами на будущее душанбинский студент Иззатулло Махмадзод.
Причем идея главы ЛДПР заинтересовала даже тех, кто не имеет отношения к фермерскому труду. Некоторые граждане, даже не связанные с фермерством, вполне заинтересовались перспективой оказаться поближе к земле.
"Если дадут жилье, гражданство и подъемные - поеду. В земледелии ничего не соображаю, но хороший медик себе везде на кусок хлеба заработает", - справедливо отмечает Рустам Халиков, врач-реаниматолог с 20-летней практикой из Курган-Тюбе.
"От наших учительских зарплат уеду куда угодно, хоть на Крайний Север. А то, что деревня пустая, - так это хорошо, отдохну от людей. Жена у меня повар, сам родом из села, дети подросли, живут своей жизнью. Дадут дом и деньги на переезд - соглашусь, вспомню молодость", - считает Махсатулло Садуллоев, преподаватель в школе Душанбе.
Впрочем, не все столь оптимистично оценивают перспективу уехать в другую страну за лишним гектаром. Многие пользователи справедливо замечают, что работа на земле - очень тяжелый и утомительный труд вне зависимости от географии. И переезд за границу - это просто обмен шила на мыло.
"В свое время я выращивал табак на севере Таджикистана, знаю, насколько тяжко трудиться в сельском хозяйстве: подготовь землю, вовремя удобри, засей, следи за ростом, борись с вредителями. А когда соберешь урожай, тут другие "вредители" налетают, от которых химикаты не помогают. Не поделишься - сожрут. Не думаю, что в России иначе, так что не поеду", - заявляет предприниматель из Пенджикента Джонибек Эгамов.
Земля и паспорт для мигранта
Многих жителей Таджикистана предложения Жириновского задели за живое. Со знаком плюс или минус - это вопрос второй. Известно, что Владимир Вольфович часто меняет предпочтения, переобуваясь буквально в полете. В былые времена политик ратовал за поголовное изгнание всех иностранных трудовых мигрантов из России, а теперь хочет их руками возрождать глубинку.
"Как бы то ни было, здравое зерно в этом есть. Правда, абсолютно отсутствует механизм его реализации. Если бы Госдума реально поддержала лидера фракции ЛДПР, то вполне вероятно, что рецепт реновации пустующих российских деревень посредством мигрантов из Таджикистана или Узбекистана окажется действенным. Лишь бы инициатор не остыл, как это часто бывает, к выдвинутой им идее. Дело-то непростое, но определенно нужное", - говорит политолог Акбар Уразаев.
Судя по опросам общественного мнения, более 60% жителей Таджикистана (включая трудовых мигрантов) хотели бы получения российского гражданства. Какая часть из этого количества согласится достичь вожделенной цели путем переселения в деревню - неизвестно, но попытаться выяснить стоит, уверен эксперт.
Справедливости ради стоит отметить, в данном случае Жириновский не то чтобы выдвинул оригинальную идею, а скорее предусмотрительно оседлал существующий но малозаметный тренд - выходцы из республик Центральной Азии уже охотно заселяют российские деревни.
В 120 километрах от Москвы, в Заокском районе Тульской области, существует деревня Клищино, где большинство населения составляют мигранты из Кыргызстана, а участок разрешают приобрести даже по национальному паспорту. Впрочем, ни о каком чисто кыргызском анклаве речи не идет - с момента появления первых домов в середине 2010-х часть участков уже застолбили узбеки, молдаване, армяне - полный интернационал.
Так что насчет аграрных навыков у выходцев из Кыргызстана глава ЛДПР, похоже, ошибся. А вот с переселением мигрантов в сельскую местность угадал на 100%. Как знать, может, и какой-нибудь профильный закон пролоббирует.