ДУШАНБЕ, 30 мар — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Открывать бизнес в период мировой пандемии коронавируса - дело очень рискованное. Ведь ситуация непредсказуема, в любой момент могут быть ужесточены карантинные правила и парализована вся работа.
Многие предприниматели пострадали, но нашлись и те, кого изменившиеся условия простимулировали заняться новым интересным делом. Sputnik Таджикистан собрал несколько таких бизнес-проектов в стране.
Толчок к развитию онлайн-бизнеса в Таджикистане
Из-за карантинных мер многим пришлось перевести работу в дистанционный формат. Одни адаптировали весь рабочий процесс под онлайн, другие открыли в этом формате новое направление, а третьи полностью создали проект, возможный только в интернете.
Компания по обучению IT-технологиям "Илмхона" часто проводит курсы разных уровней по дизайну, мобильной и веб-разработке. До начала пандемии в "Илмхоне" проходило много очных занятий и презентаций, а в прошлом году компания запустила дистанционные курсы.
"У нас была буквально неделя, чтобы построить онлайн-платформу. Мы не были уверены, что это сработает, так как в Таджикистане есть проблемы с интернетом и недоверие людей ко всему, что преподносится онлайн. Но решили все же попробовать и предложили нашим студентам новый формат обучения", - рассказал директор Фаррух Умаров.
Также компания разработала платформу для сбора портфолио IT-специалистов.
"IT-рынок растет, а кадров недостаточно. Поэтому мы решили создать сайт поиска профильных экспертов разного уровня. Можно искать по конкретным навыкам и направлениям. Основная фишка платформы - возможность проверки уровня знаний специалистов с помощью наших тестов. То есть работодатель может найти уже готового проверенного человека для найма", - говорит он.
Юридическая фирма "Химоя" во время карантина открыла серию дистанционных консультаций для предпринимателей по самым актуальным темам: налоговые льготы, сокращение штата, отправка работников в отпуск без содержания, открытие и закрытие компаний, ведение стартапа, уплата налогов.
Эти и подобные вопросы интересовали предпринимателей в первую очередь в условиях новых реалий. Ведь многие с непривычки не понимали, как дальше вести или спасать бизнес. Поэтому помощь юристов оказалась очень нужна. По словам директора Навруза Одинаева, его фирма за несколько месяцев дала более 380 консультаций в онлайн-формате и провела четыре прямых эфира в соцсетях. Их посмотрели в общей сложности больше 10 тысяч человек.
"У нас немного другая категория основной клиентуры - иностранные фирмы и крупный бизнес. А в онлайн-консультациях участвовали представители малого и среднего бизнеса Таджикистана. Но проект частично помог нам компенсировать расходы на зарплаты сотрудникам во время пандемии", - говорит Одинаев.
Также команда юристов освоила дистанционный формат работы и повысила правовую грамотность многих отечественных предпринимателей. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем они станут постоянными клиентами "Химои".
Следующий пример бизнеса - изначально полностью дистанционный. Экономист из Душанбе Фирдавс Мухамадиев вместе с другом открыл простой онлайн-сервис для поиска лекарств и средств индивидуальной защиты. Ребята создали в мессенджере группу.
"Вместе с карантином началась и паника: многие аптеки закрылись, лекарства сняли с продажи, образовался дефицит. В итоге цены резко взлетели, особенно на противовирусные препараты. Их вообще сложно было найти в продаже, также как медицинские маски, перчатки", - вспоминает бизнесмен.
В такой обстановке людям было важно найти способ пополнять аптечку за адекватную цену. Поэтому незамысловатый онлайн-сервис оказался очень востребованным.
Многочисленные участники группы давали объявления: какие лекарства и в каком количестве им нужны. На них откликались те, кто хранил данный препарат дома, нашел в какой-то аптеке, получил от родственников из соседнего города и так далее. Покупатель и продавец связывались и договаривались о встрече. Также многие, кто шили дома тканевые маски и перчатки, нашли рынок сбыта без посредников: достаточно было дать объявление, и клиенты находились сами.
Когда карантин в Таджикистане ослаб, аптеки открылись и все нужные лекарства вернулись на прилавки, необходимость в группе отпала. Но в течение нескольких месяцев этот проект очень помог многим в Душанбе: одни вовремя нашли нужные медикаменты, а другие получили прибыль.
Доставка еды и помощь тем, кому особенно сложно
Еще одно актуальное в период самоизоляции направление - доставка продуктов. Команда инициативных людей в Душанбе поспешила открыть сервис заказа готовых блюд из кафе и ресторанов.
"Мы запустили этот бизнес, потому что на рынке не было никого, кто бы автоматически считал сумму доставки и предоставлял реально качественную услугу. Мы часто сталкивались с грубыми и неухоженными сотрудниками. Поэтому занялись разработкой приложения и автоматизированной системы приема заказов", - говорит руководитель dostavka.tj Рауф Каримов.
Ставку сделали на персонал, поэтому уделили много времени набору и обучению работников - как правильно и вежливо общаться с клиентом, как доставить заказ в целости и сохранности.
"Курьеров обучаем правилам дорожного движения. Мы очень щепетильно относимся к квалификации персонала. Пока работает доставка блюд на дом и в офис, а в ближайшее время появится опция доставки продуктов из магазинов", - отметил предприниматель.
Формат доставки запустили и в инклюзивном кафе "Дар Як Замин". Это заведение в целом - пример социального предпринимательства, которое уже несколько лет существует в Душанбе под эгидой общественной организации "ИРОДА". Ее основали родители детей с аутизмом, чтобы помогать таким, как они, адаптироваться к жизни.
В кафе трудятся ребята с нарушениями нейроразвития. Они помогают поварам готовить пирожки, самбусы и другие несложные изделия. Из-за карантина работу пришлось остановить. Многие советовали свернуться и распустить сотрудников.
"Члены нашей команды заболели почти одновременно в начале мая. Мы понимали, что сложнее всего будет нашим подопечным - детям и молодым людям с аутизмом. Ведь изоляция, смена привычной рутины сильно отражается на настроении, поведении и общем самочувствии таких людей. Это влияет на психическое состояние всех членов семьи", - рассказывает директор "ИРОДЫ" Лола Насриддинова.
Лола и ее команда решили немного переформатировать проект - на доставку выпечки. Летом закупили транспорт для курьеров, создали новое меню, разработали план развоза и запустили процесс.
"Было нелегко, ибо в кризис потребительская способность покупателей снизилась. Но нас радовали даже маленькие продажи, ведь мы реанимировали работу кафе после нескольких месяцев застоя. Главное - удалось сохранить команду, поваров и подопечных", - говорит Насриддинова.
У проекта говорящее название: "Доставка со смыслом". Часть прибыли от пекарни идет на благотворительность, а сам формат помогает трудоустраивать людей с особенностями развития. В организации работают восемь таких людей, еще несколько стажируются в ожидании вакансии.
Коллектив "ИРОДЫ" планирует расширяться: в апреле откроют новую тренинг-кухню для молодежи с нарушениями в развитии и выпускников интернатов. Там они будут получать навыки готовки и выпечки.
"Наша основная задача на второй квартал 2021 года - открыть опцию "заказ через сайт", чтобы наши соотечественники из России и других стран могли покупать в инклюзивном кафе выпечку в подарок родным в Душанбе", - заключает общественный деятель.
Большинство вышеуказанных проектов поддержаны в рамках инициативы InnoResponse Challenge. Ее учредила ПРООН в Таджикистане с целью поощрения новаторских идей в помощь самым пострадавшим группам населения. Ведь микро-, малый и средний бизнес оказались в очень уязвимом положении. Кстати, первые гранты предоставили при финансовой поддержке Правительства России.