ДУШАНБЕ, 31 мая - Sputnik, Алексей Юсупов. В конце мая Кыргызстан объявил о полном прекращении движения через государственную границу до разрешения пограничного спора с Таджикистаном.
Временный запрет для граждан Таджикистана введен с 21 мая на въезд, выезд и транзитный проезд по территории Кыргызстана. Покинуть страну застрявшие таджикистанцы могут только через 5 контрольно-пропускных пунктов: Кулунду, Кайрагач, Кызыл-Бель, Бордобо и Карамык.
Месяц назад Таджикистан и Кыргызстан чуть было не развязали полномасштабные боестолкновения на линии общей границы. Теперь "горячая" фаза противостояния перешла в "холодную".
Кто пострадает от закрытия границ
Формально таджикско-кыргызская граница закрылась еще в прошлом году в целях предотвращения распространения пандемии. Но фурам с товарами проезд был разрешен. С улучшением эпидемиологической обстановки стали пропускать и таджикских трудовых мигрантов, прилетавших в Кыргызстан из России – они экономили деньги на авиабилетах.
И вот 24 мая премьер-министр Улугбек Марипов подтвердил, что движение через государственную границу с Таджикистаном закрыто на неопределенный срок.
Результаты не замедлили сказаться. В приграничных районах начали действовать группы молодежи, называющие себя "Народной армией". Главной целью они провозгласили прекращение контрабанды ГСМ и других товаров на территорию Таджикистана.
Дело, безусловно, благое, но почему-то жертвами оказались вполне себе легальные фуры с товарами - как таджикские, так и кыргызские, следующие через границу с официально оформленными документами. Все они были задержаны на неопределенный срок с неясными перспективами - такие "транспортные заложники" большой политики.
Кстати, о сроках. Формулировка "до решения проблемных вопросов" априори не подразумевает конкретики. В свете проходящих в данный период двусторонних переговоров по границе, эту фразу можно трактовать следующим образом: "пока оппонент не сломается".
Ругаются страны – страдают люди
Но бог с ними, с грузовиками, они железные, кормить не надо, а грузы, если не скоропортящиеся, останутся в сохранности. По крайней мере, хочется в это верить. Хуже всего то, что от действий кыргызского правительства страдают вполне конкретные люди.
В частности, пассажиры чартерного рейса Душанбе - Бишкек авиакомпании "Сомон Эйр". Они и предположить не могли, что по прибытии их ждет неласковый прием. Ссылаясь на постановление правительства, пограничники пропустили в аэропорт только 9 иностранцев. Остальным 177 пассажирам велели "поворачивать оглобли", даже тем, кто следовал через Бишкек транзитом в другие страны.
После 4 часов бесплодных разбирательств, авиалайнер вернулся назад. К чести "Сомон Эйр", они пообещали всем компенсировать затраты на билеты. Кто возместит потраченные нервы и сорвавшиеся планы – неизвестно.
Во избежание аналогичных ситуаций МИД Таджикистана рекомендовал соотечественникам временно воздержаться от любых поездок в Кыргызстан. Единственные, для кого власти соседней страны сделали исключение, - это дипломаты, сотрудники международных организаций и члены их семей.
Впрочем, теперь самолетом в Бишкек и так не попасть: с 28 мая официально запрещена продажа авиабилетов гражданам Таджикистана.
Не можешь – научим, не хочешь – заставим
Этот армейский способ воспитания известен с незапамятных времен. Вторую часть фразы Бишкек, по всей видимости, решил взять на вооружение в переговорах с Душанбе.
"После вооруженного конфликта на таджикско-кыргызской границе, обеспокоенность которым высказали соседи по региону и международные организации, Бишкек решил действовать методом "принуждения к миру", создавая искусственные ограничения политического и экономического характера в отношениях с Таджикистаном, прикрываясь красивыми фразами о дружбе и добрососедстве", - говорит политолог Азиз Дустмухаммедов.
По словам эксперта, личные встречи лидеров двух стран с президентом России Владимиром Путиным ожидавшегося сближения позиций не принесли.
Москва равнозначно заинтересована в мирном разрешении конфликта, так как обе страны являются важными торговыми партнерами, донорами рабочей силы, а главное - союзникам России в регионе. При этом напрямую вмешиваться в обсуждение проблемы не считает правильным.
Зачем же Кыргызстан решил надавить на соседа? Президент Садыр Жапаров отвел переговорщикам 3 месяца на то, чтобы закрыть проблему спорных участков границы. Соседей можно понять - попытки провести границы на карте тянутся уже не одно десятилетие. Но через 2 недели истекает установленный дедлайн, и если прогресса добиться не удастся, то обеим сторонам конфликта придется искать новые пути, и тогда могут воспоследовать еще более жесткие меры.
Уже сейчас группа депутатов Жогорку Кенеша (нижняя палата парламента Кыргызстана) выступила с инициативой раздать стрелковое оружие жителям приграничья с неопределенным статусом "пограничных уполномоченных".
"В народе это называется "тушить пожар бензином", контрабанду которого якобы пытаются прекратить активисты, именующие себя "Народной армией". Если данная инициатива приобретет законный статус, то эскалация тлеющего долгие годы конфликта неизбежна", - прогнозирует Дустмухаммедов.
Пострадает ли экономика?
Закрытие границ, как ни странно, особого вреда для экономик обеих стран не нанесет, считают аналитики. У Таджикистана и Кыргызстана мизерный, в сравнении с другими партнерами, товарооборот, немного превышающий по объему 9 миллионов долларов в год.
"Оба государства находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, имеют сравнимую экономическую инфраструктуру, экспортируют сырье и рабочую силу", - говорит экономист Фируз Умарзода.
По его словам, наибольшие потери понесут транзитники - как импортеры, так и экспортеры. Им придется искать обходные пути, а значит повышать расходы на логистику. А вот прекращение контрабанды ГСМ, будет, если состоится, таджикским поставщикам даже выгодно. Да и бюджет республики станет получать дополнительные поступления в виде налогов и акцизов, которыми контрабандисты пренебрегают.
"Вводимые против Таджикистана запреты на пересечение границы в экономической сфере сравнимы с ударом пустым пыльным мешком по голове оппонента", - улыбается эксперт.
А вот в социальном плане, продолжает Умарзода, ущерб весьма вероятен. Многие граждане Таджикистана предпочитают добираться из России до родины через Кыргызстан, так как авиабилеты в этом направлении гораздо дешевле. Обратный маршрут, кстати, тоже был весьма популярен. Вот по ним запрет ударит со всей мощью.
Но чего точно не стоит ожидать – так это того, что предпринимаемые Бишкеком шаги поспособствуют успеху проводимых в данное время двусторонних переговоров. В этом уверено большинство аналитиков.
Как уже упоминалось выше, Таджикистан и Кыргызстан относительно равные по развитию страны и выступать любой из сторон с позиций силы крайне непродуктивно. А значит, нужно искать другой подход.
Таджикистан ведет себя достаточно сдержанно, не реагируя на нападки кыргызской стороны. Официальный Душанбе не прибегает к тактике "зеркальных" мер, предпочитая хранить молчание. Но такая ситуация может не продлиться долго, чему все были свидетелями на стыке апреля и мая.
Чья овца породистее
Ну и напоследок, факт из разряда курьезов. Кыргызские селекционеры объявили на днях, что вывели новую породу курдючных овец "арашан", отличающуюся повышенным содержанием мяса и сала.
Таджикские ученые опровергли данное заявление, ссылаясь на то, что данная порода выедена на основе гиссарской овцы, которая, по заявлению Минсельхоза, является "гордостью нации".
Противостояние государств перекинулось в область животноводства, но это и хорошо. Уж лучше спорить о принадлежности овец, чем перекрывать границы.