ДУШАНБЕ, 13 июн — Sputnik. Ситуация с кражей невест в Кыргызстане привлекла западные СМИ. Авторы исследования доцент Университета штата Юта Эрин Хофманн и профессор Государственного университета Пенсильвании Гуанцин Чи в британском издании The Conversation попытались разобраться в этом вопросе.
В сельских местностях Кыргызстана, согласно опросу, каждый третий брак начинается с похищения. Этот обычай называется "ала качуу", что переводится - как "взять и убежать". Даже несмотря на то, что такие действия расцениваются как преступление с 1994 года, местные жители продолжают воровать невест.
Как происходит кража невест?
Обычно похищение невесты происходит в общественном месте. Группа молодых людей выслеживает девушку, которую один из них выбрал в качестве своей жены. "Жених" может знать будущую жертву, а может только несколько раз где-то увидеть. Когда "невеста" выбрана, мужчина хватает ее, кричащую и бьющуюся в истерике, и уносит в ожидающую неподалеку машину.
Жертву похищения доставляют в дом "жениха", где женщины — его родственники — пытаются уговорить ее дать согласие на брак. Если девушка провела ночь в чужом доме, то она автоматически считается опозоренной. Иногда женихи прибегают к изнасилованию или другому физическому насилию, чтобы заставить женщину дать согласие на брак.
Чаще всего именно в первую ночь отцы или другие родственники мужского пола успевают спасти похищенных.
Однако далеко не всегда все заканчивается спасением или свадьбой. С 2018 года как минимум две женщины, Айзада Канатбекова и Бурулай Турдаалы кызы, были убиты своими похитителями при попытке сопротивления браку. Оба убийства вызвали протесты на национальном уровне и в их родных городах.
Последствия кражи женщин
Активистки Кыргызстана отмечают, что грань между реальным похищением и похищением с согласия невесты очень размыта. Даже если девушке парень по нраву и она согласится на то, чтобы ее церемониально похитили, то эта ситуация все равно вызовет стресс. Невозможно подготовиться к тому, что тебя воруют.
Тревогу из-за похищений бьют ООН и другие международные общественные организации.
Все больше исследований подтверждают аргумент о том, что "ала качуу" не является безобидной национальной традицией в Кыргызстане. Например, данные медицинских обследований показывают, что масса тела первенцев при рождении, рожденных от матерей, вышедших замуж в результате похищения, значительно ниже, чем у других младенцев, вероятно, из-за более высокого уровня стресса у женщин.
Британские исследователи отмечают, что из-за риска быть украденными молодые женщины на 50% чаще мигрировали в поисках работы как внутри Кыргызстана, так за границу.
Почему женщины бегут из Кыргызстана
В сельских районах Кыргызстана шансы молодой женщины избежать принудительного брака слишком сильно зависят от того, готовы ли родственники спасти ее. И если брак родителей состоялся после "ала качуу", то шансов, что родной отец спасет дочь от насилия не очень-то велики.
А поскольку в Кыргызстане самый высокий уровень трудовой миграции женщин (40% от всех кыргызских мигрантов в России, что намного выше, чем соотношение по полу мигрантов из соседнего Таджикистана и Узбекистана), стоит предположить, что миграция остается чуть ли не единственным социально приемлемым способом спастись от неравного брака.
Никто из опрошенных исследователями в Кыргызстане не упомянул, что молодые женщины мигрировали, чтобы избежать принудительного брака. Также авторы материала не обнаружили этого аргумента в публикациях других ученых или региональных СМИ.
Однако Хофманн и Чи обнаружили, что люди обычно описывают миграцию женщин как "бегство".
Объясняя, почему его дочь переехала в Россию после развода со своим жестоким мужем, который женился на ней после похищения, один отец сказал исследователям: "Новое место и новая жизнь — это то, что ей нужно".