ДУШАНБЕ, 22 июн — Sputnik, Алексей Юсупов. Министерство здравоохранения Таджикистана официально признало факт очередного проникновения пандемии на территорию республики. Удивительно, но для этого даже не потребовалось прибытие в страну очередной комиссии ВОЗ, как это было в прошлом году.
"Республиканский штаб по усилению противоэпидемических мер по предотвращению распространения COVID-19 доводит до сведения граждан, что в настоящее время в учреждениях здравоохранения страны зафиксированы случаи заражения коронавирусом", - гласит заявление на сайте Минздрава.
Причинами сего, по мнению ведомства, стали халатность, несоблюдение стандартных противоэпидемиологических мер (масочный режим, социальная дистанция) и безответственное поведение отдельных граждан, вернувшихся из-за рубежа и пренебрегавших режимом самоизоляции. В общем, виновата низкая сознательность жителей, а профильные структуры вроде как и ни при чем.
Впрочем, общественность и особо бесстрашные медработники с начала месяца твердили в соцсетях о новых случаях заражения. Ведь в республике скачкообразно увеличилось количество людей, обратившихся за медицинской помощью с симптомами, похожими на коронавирусные.
При этом 1,5 недели назад власти объясняли подобную тенденцию сезонной вспышкой обычной пневмонии (в начале лета) и аномальной жарой, побуждающей людей совершать безрассудные поступки, типа купания в холодной воде, потребления мороженого и ледяных напитков. Слова "вирус" в официальных сообщениях старательно избегали.
Трудовая миграция снова под ударом
Запретное слово прозвучало на официальном уровне. Чем это может обернуться для Таджикистана? Мнения специалистов разделились.
Самая главная угроза - закрытие границ с другими странами. Прекращение внешних контактов окажется гибельным для экономики Таджикистана, учитывая ее крайнюю зависимость от импорта и трудовой миграции.
"Прошлогодний спад количества трудовых мигрантов в РФ из-за пандемии отрицательно сказался на ее экономике. Россия отчаянно нуждается в рабочих руках, особенно в сферах строительства и сезонных сельскохозяйственных работ. Идея привлечения к ним заключенных вряд ли оправдается", - уверен эксперт Рустам Файзулин.
По его словам, в создавшейся ситуации, когда Россия столкнулась с третьей волной пандемии, а Таджикистан переживает вторую, обе страны поставлены перед суровым выбором: ставить во главе угла экономические интересы или социальные. Проще говоря, продолжить принимать трудовых мигрантов или возвести на их пути непреодолимый барьер.
"Минздрав РФ на днях объявил, что готов начать процесс вакцинации мигрантов, пусть и на платной основе. Учитывая достижения российских ученых в разработке противоковидных препаратов, можно с большой долей уверенности предположить, что властям удастся сохранить контроль над ситуацией и продолжить принимать мигрантов. Естественно, меры по проверке прибывающих иностранных граждан будут ужесточены", - убежден специалист по вопросам трудовой миграции Михаил Краснов.
Главным маркером ответа на данный вопрос станет либо запрет на авиасообщение с Россией, либо его продолжение с усиленными мерами эпидемиологического контроля пассажиров.
Все флаги будут в гости к нам… или нет
Подтвержденное наличие коронавируса в Таджикистане ставит под вопрос проведение намеченных международных мероприятий. Главным из них является саммит ШОС, который планировался на сентябрь текущего года. Анонсировалось присутствие на нем президента РФ Владимира Путина. Как быть теперь?
По мнению российского политолога Андрея Синельникова, высока вероятность переноса саммита организации на поздний срок.
"В ШОС входят восемь государств: Китай, РФ, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Индия и Пакистан. Как минимум половина из них столкнулась с серьезными проблемами из-за нового витка пандемии. Не все благополучно и в странах-наблюдателях и партнерах, те же Афганистан и Турция числятся в красной зоне", - отмечает он.
Местные эксперты настроены более оптимистично.
"Учитывая прошлогодний опыт Таджикистана в борьбе с пандемией, когда всего за 9 месяцев удалось полностью обуздать ее распространение, резонно будет предположить, что и теперь ситуацию возможно разрядить. До саммита всего 3 месяца осталось, значит, придется работать в авральном режиме", - убежден аналитик Шухрат Саидов.
Волк в овечьей шкуре
А вот медики относятся к таким оптимистичным заявлениям весьма скептически. Врачи уверены, что Таджикистан посетил не прошлогодний штамм COVID-19, а его новая мутация, гораздо более опасная.
"По косвенным признакам можно предположить, что на этот раз придется иметь дело с индийским вариантом коронавируса, который отличается повышенной вирулентностью. Более точно сказать пока нельзя, учитывая низкий уровень оснащенности Таджикистана современным диагностическим оборудованием", - говорит вирусолог Алиджон Джуразода.
И это предположение имеет под собой основание. Всего месяц назад в Худжанде был госпитализирован сотрудник международной организации из Йемена, у которого обнаружен именно индийский штамм COVID-19. Вместе с ним в больницу попали около десятка местных жителей, но им поставили привычный диагноз - двусторонняя пневмония.
"Иностранного гражданина изолировали, а вот местных жителей подлечили и спустя пару дней отправили по домам. Возможно, это и стало той ошибкой, которая позволила болезни распространиться в более широких масштабах", - продолжает эксперт.
По его словам, обвинение в халатности, прозвучавшее в заявлении Республиканского штаба, хотя и не было адресовано кому-то конкретно, но в большей степени касается именно здравоохранительных структур, а не населения.
"Да, прожив в относительно благополучной обстановке около полугода, жители расслабились и перестали в большинстве своем соблюдать масочный режим и другие стандартные противоэпидемиологические меры. Но при выявлении реального заражения коронавирусом нового вида именно медики должны были бить в набат, а не играть терминами, типа сезонная пневмония", - подчеркивает Джуразода.
Старые способы на новый лад
Специалисты говорят, что населению Таджикистана необходимо вернуться к соблюдению стандартных рекомендаций противоэпидемиологического характера. Это сохранение всех мер, которые были раньше - гигиена, соцдистанция, ношение масок и перчаток, отказ от посещения людных мест. Также следует ввести ограничения относительно массовых мероприятий.
Однако жители пока не прониклись призывами властей откатиться к прошлогодней модели поведения. Масочный режим в Душанбе соблюдают лишь люди старшего поколения, привыкшие к дисциплинированности. Школьники и студенты надевают их только на время уроков и лекций, а выйдя из учебных заведений, снимают.
В торговых точках и госучреждениях висят плакаты, запрещающие посетителям без масок заходить. Но это для проформы, внимания на них никто не обращает.
"Изменить отношение людей к мерам безопасности можно только проведением широкомасштабной кампании в СМИ, посредством наглядной агитации, поквартальными обходами жителей групп активистов. Но даже в Душанбе с этим обстоит из рук вон плохо, не говоря уже о регионах", - говорит общественник Хайдар Шоев.
Медики рекомендуют не забывать о самостоятельных занятиях по профилактике отрицательных последствий перенесенного коронавируса, например, фиброза легких (появление рубцов - ред.).
Чтобы этого избежать, достаточно соблюдать ряд простых мер: больше двигаться, спать на животе, чтобы работали нижние доли легких. Ну и, конечно же, делать дыхательную гимнастику: по 5-7 минут 3 раза в день надувать воздушный шарик или элементарно чередовать глубокие вдохи (носом) и выдохи (ртом).
Конечно же, наиболее действенным способом противостоять пандемии является массовая вакцинация населения, но пока в данном аспекте Таджикистану похвастаться нечем. По данным Минздрава, по состоянию на 16 июня всего 106 628 человек были вакцинированы препаратом AstraZeneca индийского производства.
Сейчас в республику доставили из Китая 300 тысяч доз препарата CoronaVaс. Им планируют прививать людей старше 60 лет. Но особой активности пока не наблюдается, хотя места вакцинации открыты во всех крупных городах страны.
Никакой удаленки
Популярные в развитых странах меры противостояния пандемии - переход на дистанционную работу и обучение - неприемлемы для Таджикистана. И причина этому - низкоскоростной, но и очень дорогой доступ в интернет. Хотя еще несколько лет назад республика занимала в этой сфере одну из ведущих позиций в СНГ.
"Повышение налогов, необоснованные акцизы, переход на Единый коммутационный центр и другие непопулярные меры привели к стагнации рынка коммуникаций и бегству с него крупных зарубежных партнеров. В результате налоговые отчисления в бюджет снизились на порядок, а мобильная связь и интернет стали неоправданно дорогими", - сообщил на условиях анонимности менеджер одной из сотовых компаний Таджикистана.
Именно поэтому разгрузить офисы и учебные заведения страны невозможно, а значит, угроза распространения вируса среди населения остается очень высокой.
Продовольственный кризис не за горами
Если новость о новом витке пандемии в Таджикистане приведет к ограничению контактов с внешним миром, то это неминуемо скажется на рынке продовольствия, уверены эксперты. Импортозамещение в данной сфере пока невозможно по объективным причинам.
"Основные компоненты продовольственной корзины в Таджикистане - мука, растительное масло, яйца, макаронные изделия и некоторые другие, в основном импортного происхождения. Если границы закроют, то вполне возможно наступление кризиса. К тому же неминуемо вырастут цены на продукты питания", - делает прогноз экономист Фируз Умарзода.
По данным Государственного статистического агентства Таджикистана, в апреле-мае наблюдалось постепенное снижение роста потребительских цен. Вместе с тем продовольствие постоянно дорожает, а значит, угроза кризиса сохраняется.
Как следствие, стоит ожидать и нового витка инфляции. Пока курс национальной валюты по отношению к доллару Национальному банку Таджикистана удается держать в стабильном состоянии, не допуская резких скачков, но насколько велик запас прочности резервов регулятора, широким кругам общественности не сообщают.
"Скорее всего, для сохранения стабильности правительству придется опять воспользоваться проторенным путем - экспортировать драгоценные металлы и камни. За пять месяцев текущего года доход от их экспорта в Швейцарию составил порядка 700 миллионов долларов", - продолжает Умарзода.
Судя по данным Государственного статистического агентства Таджикистана, внешнеторговый оборот республики за январь-апрель 2021 года вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил планку в 2,2 миллиарда долларов. Около 70% в общем объеме экспортируемых товаров занимают как раз драгоценные металлы и камни.
"Альтернативные" методы противостояния пандемии
В связи с новой вспышкой коронавируса Минздраву Таджикистана следует выступить с рядом "инициатив".
Во-первых, рекомендовать оградить все водоемы республики непроходимой стеной, дабы жители в них не купались и не болели после этого.
Во-вторых, запретить производство и продажу мороженого по всей стране с той же целью.
В-третьих, отключить подачу в жилые дома холодной воды и электричества. И экономия, и поводов для "сезонной пневмонии" больше нет.
Можно еще прекратить практику проведения ежедневных видеоконференций. Толку, как выяснилось, никакого, а бюджетные средства расходуются (интернет же дорогой).
Правильно, что отказались от массовых СМС-рассылок. Информация в них содержалась бессмысленная, а деньги опять же тратились. Тем более что они подорожали в десятки раз.
А еще можно просто осознать серьезность масштабов надвигающейся угрозы и начать, наконец, реально работать, а не скрывать от народа информацию о текущем состоянии эпидемиологической обстановки в стране. Но это так, в порядке малонаучной фантастики, не обращайте внимания.