ДУШАНБЕ, 11 авг — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Уроженец столицы Таджикистана Виталий Хинензон уже много лет живет альпинизмом и подходит к процессу с умом – как к виду спорта, требующему жертв и в то же время любви.
Sputnik Таджикистан узнал у альпиниста, как он увлекся горным туризмом, прославлял родину на фантастической высоте Эвереста и какие следующие вершины мечтает достичь.
Достижение, посвященное отцу
Хинензон родился и живет в Душанбе. Его родители приехали в Таджикистан молодыми специалистами из Астрахани. Мама всю жизнь проработала детским врачом, папа преподавал историю.
"Он был и остается настоящим Учителем – когда это слово употребляют с заглавной буквы. Всю жизнь посвятил воспитанию школьников", - поделился таджикистанец.
Его родители вернулись на родину в 90-х из-за Гражданской войны в Таджикистане. А 30-летний мужчина решил остаться в республике.
"Моей мамы нет уже десять лет, а папе 93, и он всей семье дает фору по интеллекту и активности. Одна из причин, по которой я взошел на Эверест, – мой отец. Я хотел установить рекорд в честь папы. Я им очень горжусь и уважаю", – рассказал альпинист.
Альп лагерь в районе горы Эверест
© из личного архива Виталия Хинензона
Альпинизм для Хинензона – лишь хобби, а работает он инженером. Он закончил энергетический факультет Таджикского технического института имени М. Осими, после вуза работал в научно-исследовательском институте, а затем в сфере компьютерных сетей.
Последние 20 лет фирма, в которой работает душанбинец, является дистрибьютором компании Motorola в Таджикистане. Его команда обеспечивает радиосвязь, что используют военные, милиция, МЧС, скорая помощь и другие службы.
Песни у костра и покорение самых высоких гор Таджикистана
Уроженец Таджикистана увлекся альпинизмом еще на первом курсе института. Сама жизнь его к этому подтолкнула.
"В возрасте от 17 до 20 у молодежи есть некая энергетика, позволяющая найти свой жизненный путь. Это может быть музыка, книги, танцы… все что угодно. Я решил попробовать себя в клубе альпинистов. Мы дружной компанией совершали восхождения на горы, познавали их. Было интересно, особенно если учесть, какая у нас горная республика", – вспомнил путешественник.
Эти яркие и сложные походы Хинензон назвал настоящими приключениями с песнями у костра, живописными пейзажами, веревками и тяжеленными рюкзаками.
"Весь процесс давал моральное и физическое удовлетворение. Нашему клубу очень повезло с руководителями, научившими любить горы и относиться к ним с уважением", – поведал альпинист.
Вскоре походы стали для членов клуба стилем жизни. Почти весь год уходил на подготовку: тренировки в любую погоду, физические упражнения, занятия.
"Мы прорабатывали маршрут, готовили снаряжение, шили палатки и рюкзаки. Все делали своими руками! Накануне готовили продукты, а в выходные двигались в путь. Это сейчас горные походы приобрели коммерческий характер. А в советское время они были как серьезный вид спорта: тебя не брали в команду, пока ты не сдашь зачеты по правилам спасения, методам страховки, медицине", – рассказал Хинензон.
Постепенно категория похода усложнялась.
"Горный туризм – это сложные высотные восхождения. Не путешествие или вылазка, как некоторые позволяют себе утрированно называть. Это особый класс альпинизма, опасный и очень популярный", – объяснил таджикистанец.
В 1990-м ему удалось покорить таджикские горы-семитысячники: пик Корженевской и пик Коммунизма. Затем была долгая пауза: в период Гражданской войны в Таджикистане всем было не до гор.
А с началом 2000-х братство альпинистов возродилось с друзьями, что снова начали приезжать в республику из разных стран. Команда молодости снова окунулась в походы. Не самые сложные и опасные, зато нестандартные. Они всегда выбирали интересные маршруты и никогда их не повторяли.
Альп лагерь в районе горы Эверест
© из личного архива Виталия Хинензона
В 2017-м у Виталия и его друга возникла идея взойти на пик Ленина. К сожалению, не удалось из-за погоды. А через пару лет, как он шутливо рассказывает, взял рюкзак, сел в такси и поднялся на гору высотой в 7134 метра. Так он покорил все три семитысячника в Таджикистане. Тогда-то альпинист впервые и задумался об Эвересте.
"Внутри осталось много энергии. Я не могу долго сидеть на месте. Сама энергетика жизни стимулирует постоянно выплескивать адреналин и заниматься тем, что доставляет удовольствие", – поведал скалолаз.
Таджикский флаг на вершине Эвереста
Восхождение на Эверест стало первой длительной экспедицией для Виталия Хинензона. Он признался, что не ставил перед собой эту цель, но все-таки хотелось первым из Таджикистана покорить самую высокую гору планеты в 8848 метров.
Готовиться к восхождению альпинист начал три года назад: продумывал организационные вопросы, искал спонсоров, занимался физической подготовкой. К концу 2019-го таджикистанец нашел украинскую фирму по организации горных походов и заключил с ней договор.
Экспедиция должна была состояться еще в 2020-м, но из-за пандемии коронавируса Непал закрыл границы и восхождение отложилось на неопределенный срок.
С частью будущей команды таджикистанец познакомился еще в декабре в Мексике. Фирма организовала восхождение на Орисабу – самый высокий вулкан страны. Виталий принял участие в том числе и ради того, чтобы увидеть людей, с которыми ему предстояло отправиться на Эверест.
"Все оказались очень профессиональные, серьезные, верные идее. Один мужчина из Латвии, дама из Украины, а уже в Непале приехал альпинист из Узбекистана, и в последний момент – из России. Таким образом, у нас получился интернациональный состав, и атмосфера сложилась дружная. Мы как в Советском Союзе оказались. Очень здорово!" – поделился таджикистанец.
Альпинист рассказал подробно о маршруте. Сначала его команда прилетела из столицы Непала Катманду в перевалочный пункт туристов, направляющихся в окрестности Эвереста, Луклу.
Местный аэропорт считается самым опасным в мире: из-за короткой взлетно-посадочной полосы самолеты либо приземляются на краю пропасти, либо улетают с горы над обрывом.
Ледники в районе Эвереста
© из личного архива Виталия Хинензона
Восхождение условно разбили на три этапа. Изначально организаторы собрали большую группу из 20 человек, где у каждого были разные задачи. Первый этап включал в себя только трекинг – пеший маршрут с минимальными сложностями. На нем нужно было добраться до базового лагеря Эвереста, что расположен на высоте 5300 метров.
На втором этапе нужно было подняться на шеститысячник Лобуче-пик, но уже с полным снаряжением. Затем – спуститься обратно в лагерь, чтобы акклиматизироваться и отдохнуть.
Дело в том, что в горы нельзя только подниматься – это опасно для организма: важно планомерно распределять нагрузку и высоту, чтобы тело привыкло к горной атмосфере и адекватно реагировало на перепады давления.
Альп лагерь в районе горы Эверест
© из личного архива Виталия Хинензона
После отдыха часть группы, которой был нужен только трекинг, уехала. Из девяти оставшихся четверо готовились к восьмитысячнику Лхоцзе, а пятеро – на Эверест.
"Это одновременно и бурный восторг, и удовлетворение от того, к чему так долго стремился. Я понимал, что первый в истории представитель Таджикистана на вершине Эвереста. Счастье, гордость от того, что таджикский флаг наконец-то оказался на высоте! Мы все чувствовали себя космонавтами на другой планете, ибо шли в полностью закрытых костюмах, масках, очках, с кислородными баллонами", – поделился впечатлениями Хинензон.
Восхождение на Эверест – не дешевое и не беззаботное приключение
Не так давно Виталий Хинензон вернулся в Таджикистан. Он поделился, что хочет немного отдохнуть от такого эмоционального похода, но в будущем мужчина планирует покорить горные хребты на каждом континенте.
Он подчеркнул, что горные восхождения – дорогое удовольствие для обычного человека. Среди путешественников говорят: "Люди часто продают квартиру, чтобы попасть на Эверест".
Свою экспедицию путешественник спонсировал почти полностью сам. Одна компания обнадежила, но потом отказалась помогать. Крупный сотовый оператор обеспечил связь, за что мужчина очень благодарен.
"Но в целом странная ситуация. Я приходил во многие крупные компании, позиционирующие себя как патриоты Таджикистана, и предлагал им поднять на вершине Эвереста флаг с изображением их бренда. Это же здорово! Но везде ограничивались пожеланием успеха", – рассказал альпинист.
Мечты и космос
Душанбинец мечтает, чтобы развитие горного туризма и альпинизма в Таджикистане получило новый импульс. Это основной посыл его экспедиции на Эверест.
"Как было бы здорово возродить секции альпинизма и горного туризма, где людей учили бы относиться к этой сфере серьезно – как к спорту, а не приключению. Я готов давать советы и консультации, делиться опытом", - поделился Хинензон.
Путешественник добавил, что навыки альпинизма пригодятся молодым и в обычной жизни: они способствуют формированию личности по самым лучшим критериям.
Виталий Хинензон признался в любви к таджикским горам. Он рассказал, что привык с друзьями ходить в высокогорные районы Памира.
"В этом кроется одна из прелестей альпинизма: ты словно попадаешь в космос. У тебя все свое – палатки, снаряжение, еда… Ты оказываешься в совершенно другой категории жизни – только в окружении друзей…" – лирично отметил таджикистанец.
Он добавил, что радикальная смена обстановки иногда очень помогает.
"Из цивилизации ты приходишь в горы, где чистый воздух и изумрудная вода. Возвращаясь в цивилизацию, ты снова получаешь ее блага. Эта смена состояний, особенно внутреннего, доставляет наслаждение", - высказался Хинензон.
Таджикский альпинист заключил, что уединение и непосредственный контакт с природой очень важны в современном мире, в котором люди ежедневно сталкиваются с массой проблем и непредвиденных ситуаций.