ДУШАНБЕ, 5 окт — Sputnik. История показывает, что когда иностранные войска входят в Афганистан, первое, что они берут под контроль - аэропорты, размещая там свои войска. Возможно, именно поэтому судьба афганского аэропорта Баграм после прихода к власти "Талибана"* так будоражит средства массовой информации.
Огни покинутой авиабазы и таинственные зарубежные инженеры
Американские солдаты, покидая авиабазу, основательно поработали над тем, чтобы оружие и техника не достались талибам.
Собеседник Sputnik Таджикистан из села Баграми в провинции Парван на условиях анонимности подтвердил эту информацию, добавив, что американские войска вывели из строя все свое оборудование, в том числе разрушив энергосистему аэропорта, уничтожив десятки генераторов.
"С того дня, как талибы заняли аэропорт, они выставили вокруг него оцепление за километр, чтобы никто не знал, что происходит внутри. Позже мы выведали, что китайские специалисты восстанавливают энергосистему аэропорта. В ночь на третье октября в аэропорту зажглись огни, и приземлился большой иностранный самолет ", - рассказал источник.
Источник, близкий к Фронту национального сопротивления Афганистана (ФНСА), сообщил Sputnik Таджикистан, что с ночи 2 октября на взлетной полосе аэропорта Баграм находились три военных самолета: один китайский и два пакистанских.
"По нашей информации, самолеты поставляют из Пакистана оружие, боеприпасы и новых наемников для талибов", - сказал он.
Представители "Талибана"* официально заявили, что энергосистема авиабазы была отремонтирована из собственными силами без участия иностранных специалистов. Также еще в начале сентября представитель катарского политического офиса талибов Мохаммад Сохаил Шахин назвал "ложью" сообщения СМИ о планах передачи аэропорта Китаю.
Власти КНР также отрицают свое присутствие в Афганистане.
Официальный представитель Министерства обороны КНР старший полковник У Цянь заявил, что публикации в СМИ о визите китайской военной делегации на авиабазу Баграм являются "чистым вымыслом".
Посол Китая в Афганистане Ван Юй в диалоге с журналистами отметил, что те стороны, которые освещают присутствие иностранных военных на авиабазе Баграм "преследуют собственные скрытые цели".
Проверить все эти сведения попросту невозможно, так как неясно, что именно скрывается за оцеплением аэропорта Баграм.
Президентский аэропорт
Баграм, возможно, важнейший из трех военных аэропортов Афганистана. Он был построен при помощи США в начале 50-х годов как гражданский объект. Именно там в 1959 году король Афганистана Мухаммед Захир-шах встретил в аэропорту 34-го президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра.
В 1980-х годах, во время нахождения воинского контингента СССР в Афганистане, аэродром Баграм использовался как военная база и как авиабаза для воздушных операций против противников коммунистического режима в Кабуле.
После вывода советских войск аэропорт перешел под контроль нового афганского правительства во главе с Бурхануддином Раббани.
В ноябре 2001-го режим "Талибана"* рухнул, и британские войска впервые вошли в Баграм. Позже к контингенту аэропорта присоединились ВВС США. Американцы в тот период построили свою самую охраняемую тюрьму, в которой содержались опаснейшие преступники и террористы.
За 20 лет американского присутствия в Афганистане инфраструктуру Баграма обновляли и модернизировали бывшие президенты США Барак Обама и Дональд Трамп. Но все это привело к тому, что американцы сбежали из страны, а афганские правительственные силы передали аэропорт талибам.
Китай станет новым хозяином авиабазы Баграм?
На протяжении последних 50 лет аэропорт Баграм был символом гегемонии власти в Афганистане. Поэтому любая сила, пришедшая в Афганистан, использовала его как наиболее важный действующий аэропорт.
Истребители и вертолеты вылетали из аэропорта для нанесения ударов по противникам почти на всей территории страны.
С другой стороны, авиабаза Баграм также является символом оккупации Афганистана. И если он все-таки будет передан Китаю, легитимность правительства "Талибана"* будет подвергнута сомнению.
С политической точки зрения, передача афганской авиабазы в руки Китая нанесет по стране колоссальный репутационный урон. И, в принципе, такие планы не новость: активно сотрудничая с Афганистаном, КНР крайне заинтересована в расширении влияния в регионе. В том числе, и в наличии оборудованной авиабазы.
Помощь давних партнеров
Эксперты в беседе с Sputnik Таджикистан отмечают, что если Китай решит обосноваться в аэропорту Баграм, он не сможет ничего сделать без Пакистана.
Проживающий в Кабуле информатор Содик Муроди пояснил, что Пакистан будет единственным партнером Китая и станет ключевым игроком, в отличие от Индии и Ирана - других претендентов на влияние в регионе.
"База снова станет опорной точкой для воздушных операций против сил сопротивления в таких районах, как Панджшер и Баглан. Силам "Талибана"* будут оказывать поддержку с воздуха из этого аэропорта", - рассказал источник.
Источники в разведке сообщают, что военное присутствие Китая в Афганистане будет сокращено через два-три месяца, поскольку страна оказывала поддержку талибам только до перехода к ним власти. Тайная работа КНР косвенно подтверждается арестом афганскими спецслужбами в декабре 2020-го девяти членов "сети Ли", возглавляемой гражданином Китая, которые осуществляли деятельность "с целью усиления геополитического влияния Пекина в регионе".
Представитель афганского министерства связи сообщил Sputnik Таджикистан, что более половины сотрудников министерства в настоящее время являются гражданами Китая и Пакистана, одна из задач которых заключалась в установлении местоположения бойцов ФНСА через их мобильные телефоны.
"Китай и Пакистан в настоящий момент пытаются установить мощный радар в аэропорту Баграм, чтобы контролировать воздушное пространство Афганистана до границы с Центральной Азией. Американцы дали им такую возможность", - сказал источник.
Кто не рискует, тот не пьет шампанское
Бросится ли Китай на "кладбище империй", пойдя по пути Советского Союза и США, которые буквально только что сбежали из Афганистана с историческим поражением?
Необходимо помнить, что Афганистан расположен между двумя крупными китайскими проектами: Китайско-пакистанским экономическим коридором с юга и Великим шелковым путем с севера.
Безопасность этих грандиозных проектов, вероятно, будет представлять особый интерес Китая в регионе, ради чего можно даже немного потерпеть возмущение со стороны Запада. В то же время Пакистан, по всей видимости, оказался под влиянием "Талибана"*: талибы, похоже, нашли "стратегическую глубину" в Афганистане и используют Китай, чтобы с помощью его финансовой мощи достичь своих целей.
"Но мир и регион не будут мириться с этим вопиющим китайско-пакистанским вмешательством в жизнь Афганистана. Как только подтвердится их присутствие в Баграме, в Афганистане вспыхнет восстание, потому что это будет означать очередную оккупацию", - сказал Содик Муроди.
Что будут делать Россия, США, Иран, Индия и другие мировые и региональные державы, будет зависеть от того, подтвердится ли присутствие хотя бы одного китайского солдата в аэропорту Баграм. Вернуть освещение в аэропорт - непростая задача, но именно она может быть первым шагом в глобальной региональной стратегии.
* Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.