ДУШАНБЕ, 15 окт — Sputnik. В отчетах разведки Наджибулла Хаккани, более известный как Наджиб Раги, изображается опасным, подозрительным и неподконтрольным индивидом, с которым даже "Талибан"* не знает, что делать. Секрет его влиятельности и независимости прост - это деньги. Наджиб буквально ходит по золоту, ведь его группировка контролирует добычу драгоценного металла во всем Раге - пожалуй, самом богатом уезде Афганистана.
К слову, здесь же находятся подразделения "Ансаруллаха"* и Исламского движения Узбекистана*, где большая часть бойцов является этническими таджиками и узбеками. Именно боевики этих двух группировок, по-видимому, и стали костяком личной гвардии Наджибуллы , когда тот присоединился к "Талибану"*. И именно они представляют сегодня наибольшую угрозу таджикско-афганскому пограничью.
В Пакистан и обратно
О прошлом самого "властителя золотых песков" известно немного. Родился он в том же районе Раге, примерно в середине 70-х. Его отец был этническим таджиком, а мать - пуштункой, что само по себе нечасто встречается в клановом и этнически замкнутом обществе Афганистана.
В период гражданской войны и первого прихода к власти "Талибана"* (1996-2001 г.) большинство учебных заведений были закрыты, а потому отец направил Наджибуллу в Пакистан. И не куда-нибудь, а прямо в медресе Дар уль-Улюм Хаккания, известное как "Академия Джихада". Разумеется, времени он зря не терял и успел наладить связи с "Аль-Каидой"* и "Сетью Хаккани"*. Значительная часть нынешнего правительства талибов носят такую же приставку к имени - отличительный знак принадлежности к группировке.
По словам собеседника Sputnik Таджикистан, который был знаком с Наджибуллой, вместо изучения религии он занимался уроками войны, после чего воевал в Кунаре и Гильменде как солдат "Аль-Каиды"* и тайно вернулся в родной регион во время правления Хамида Карзая.
"В 2015 году, когда в Бадахшане набирал силу "Талибан"*, у американцев был план создания местных полицейских сил в каждом районе и обеспечения их денежными и военными средствами. Брат одного из депутатов афганского парламента возглавлял службу безопасности в Раге. Он сказал Мавлави Наджибулле: "Иди в горы, я получу помощь от правительства". Они договорились. Этот человек вышел с пятью-шестью людьми, а затем стал талибом", - сказал источник.
Группа Наджибуллы вскоре выросла до масштабов небольшой роты, примерно 50-60 человек. К ним активно присоединялись этнические таджики и узбеки, укрывшиеся в ущелье Даханаи Шола, и талибы из Дарвазской области.
"В ущелье жили 80 таджикских боевиков со своими семьями. На прошлой неделе 77 из их семей переехали в провинцию Кундуз. Они не используют настоящие имена, а только клички после того, как один из их главарей был убит в результате бомбардировки", - сказал источник.
Золотой должок Наджиба Раги
Члены террористических организаций в уезде действуют под прямым покровительством Наджиба Раги. Наращивать влияние ему помогают огромные запасы золота. Ну а точнее - золотодобывающий рэкет.
До него выгода от золота региона доставалась местному командиру Хаятулле Пайману, теперь же после прихода талибов контроль над драгоценным потоком перешел в руки сторонников группировки.
"Наджибулла получает хумс (пятую часть) от золотодобычи. Одна мера золота - это 12 граммов. И помимо прямого сбора хумса у людей, он полностью контролирует несколько золотообрабатывающих предприятий, доходы которых целиком идут в его карман", - сказал источник.
После назначения в Бадахшан он рассчитывал заняться привычной деятельностью и там. К слову, Наджибулла - не единственный из полевых командиров "Сети Хаккани"*, кто наживается на афганских недрах. Нынешний начальник штаба армии "Талибана"* Кари Фасихуддин также пришел к власти после того, как прибрал к рукам доходы от добычи лазурита в нескольких горных районах. Сейчас золото, лазурит и другие драгоценности Бадахшана доставляются в Пакистан через Панджшер и Кабул. Люди в Панджшере и Кабуле, которые занимаются этим бизнесом, также назначены "Сетью Хаккани"*.
Сокровища Бадахшана дают власть. Сейчас - "Талибану"*, а до победы группировки - силам сопротивления и "Северному альянсу" Ахмад Шаха Масуда.
После падения Кабула и установления власти талибов Наджиб Раги оставил свою семью и большую часть войск в подконтрольном уезде и отправился в столицу с 50 телохранителями, вероятно, рассчитывая на новые должности и преференции. Но вот беда - попал там под арест. Домашний, конечно, но более чем реальный.
Все дело в том, что полевой командир серьезно задолжал "Талибану"* и сам не вовремя или не в полном объеме выплачивал хумс последние 6-7 лет. И, по приблизительным оценкам, долг в джихадистский "общак" составлял приличную сумму почти в 7 миллионов долларов. Что, кстати, отлично демонстрирует потенциал месторождений на юге Афганистана и доход самого Наджибуллы.
Хумс также стал камнем преткновения между ним и Мавлави Амануддином - еще одним кандидатом на пост главы Бадахшана из среды талибов.
"Люди Наджибуллы избили одного из командиров Амануддина. В ответ боевики Амануддина также избили водителя Наджибуллы. Стороны уже взялись за оружие, но все-таки заключили мир ", - сказал источник.
Более того, ходили слухи, что после требования миллионных недоимок Наджибулла обиделся на коллег по джихаду и уже было отправился в Панджшер, чтобы присоединиться к Фронту сопротивления - не ради идеи, конечно, а назло союзникам. Но был спешно взят под стражу "Талибаном"*.
Партийная борьба "Талибана"
Как выяснилось, у талибов были и другие вопросы к "золотому командиру", возможно, даже более серьезные, чем неуплаченные деньги в общую кассу.
Он несколько раз отказывался соблюдать объявленный режим прекращения огня и успел навлечь на себя подозрение в связях с "Исламским государством"*. Кроме того, без ведома руководства группировки он раздал раздал населению 1500 единиц оружия, происхождение которого оказалось неясно и самим талибам.
"У него так много денег, что вы можете себе представить, что он купил около половины оружия афганской армии в Бадахшане. Этот человек владеет лучшими автомобилями, в основном японскими и американскими пикапами. Сам он ездит на новеньком белом "Форде". После падения Кабула он скупал американское оружие и перевозил его в Раге. И все это без согласия талибов, которые, конечно, задались вопросом - а для чего или кого все эти закупки", - сказал собеседник.
Вероятно, они опасаются, что, получив под свой контроль Бадахшан, он поднимет флаг "Исламского государства"*.
Но в то же время, несмотря на конфликт с руководством, Наджибулла остается одним из самых богатых и влиятельных командиров "Талибана"* и, возможно, все-таки станет новым главой Бадахшана, тем более что его главного конкурента за пост, Амануддина, уже назначали командующим гарнизоном в Мазари-Шарифе. Вероятно, уроженцу Рага помогли его давние студенческие связи.
"Его покровителями являются хакканиды, которые сейчас контролируют Министерство внутренних дел. Если в предыдущем правительстве ведущую роль играло Министерство обороны, то теперь первое слово за МВД. Главой которого является лидер "Сети Хаккани"* Сираджуддин Хаккани ", - сказал собеседник Sputnik Таджикистан.
Сейчас примерное число личной армии Наджибуллы достигает тысячи человек - целый джихадистский полк. И его боевики не прекращают вооружать новых сторонников.
Если влиятельная "Сеть Хаккани"* все-таки протолкнет своего союзника на пост главы Бадахшана, это станет еще большей угрозой безопасности в зоне ответственности ОДКБ и в первую очередь Таджикистана - кто знает, на какие криминальные авантюры может пойти Наджиб Раги в погоне за богатством и влиянием.
Что важнее, амбициозный и неконтролируемый, но при этом богатый и влиятельный боевик вреден одновременно и руководству "Талибана"*. Лидеры группировки пытаются убедить мировую общественность, что полностью контролируют ситуацию с безопасностью в Афганистане, взамен на международное признание и финансовую помощь. А своевольный Наджиб Раги, чья верность талибам находится под большим вопросом, вполне может разрушить все усилия группировки по созданию имиджа адекватного правительства.
И "владыка золотых песков" вполне может повторить судьбу многих других слишком влиятельных командиров, решившихся на самостоятельную игру - то есть стать жертвой теракта, который так удобно списать на "Исламское государство"* или любых других политических оппонентов "Талибана"*.
* Террористическая организация, запрещена в РФ и Таджикистане.