ДУШАНБЕ, 1 дек — Sputnik. Будущий руководитель Таджикской ССР родился 1 декабря 1899 года в семье крестьян-бедняков в небольшом кишлаке Поршнев (Поршинев) в Горном Бадахшане, у самой границы с Афганистаном. В этом селении посреди горной долины, пересекаемой рекой Пяндж, прошли его детство и юность.
Семья Шириншо была большой - всего у них было шесть сыновей и пять дочерей.
Когда Шириншо исполнилось семь лет, умер его отец, а через год не стало и матери. Детей взяла к себе на воспитание многочисленная родня: так, Шириншо воспитывался тетей, а его братья и сестры – у других родственников.
Из медресе - на завод
С ранних лет Шириншо проявлял удивительную тягу к знаниям. Поначалу, как и другие ребятишки в округе, он учился в местной религиозной школе – медресе. И на этом его образование могло и ограничиться, если бы в 1909-м в соседнем Хороге, к тому времени превратившемуся из приграничного селения в городок для военнослужащих Памирского пограничного отряда, не была открыта первая в Бадахшане русско-туземная школа для местных детей.
Двенадцатилетний Шириншо стал одним из первых учеников этого заведения и ходил в него в течение четырех лет.
В период летних каникул он трудился в хозяйстве погранотряда: работал в саду, стирал одежду. Именно тогда на занятиях в школе и в разговорах с солдатами и офицерами Шириншо выучил русский язык. Здесь же, пусть и со стороны, он узнавал азы военного дела, что позже пригодилось ему в борьбе с басмачами.
Учился Шириншо успешно, преподаватели хвалили его за усердие и прилежание. Однако школа в Хороге была лишь начальной, и перед ее окончанием учитель Аполлон Радугин советовал Шириншо продолжить обучение в Ташкенте. Сделать это было не так просто – в то время нужно было отдельное разрешение от местных властей. Кроме того, семья не располагала средствами для переезда.
И тут мальчику улыбнулась удача. Кто-то сообщил ему, что из Хорога в Ташкент направляется штабс-капитан Дмитрий Топорнин. 14-летний Шириншо насилу уговорил офицера, и тот взял способного юношу с собой. По приезде в Ташкент Топорнин устроил мальчика в местную школу.
Увы, Шириншо недолго проучился там – тяжелые жизненные условия и банальное отсутствие денег заставили его бросить учебу. Однако он никогда не терял надежду продолжить образование и в 1917-м поступил на двухлетние педагогические курсы.
Но пока будущий глава Таджикистана вынужден был зарабатывать себе на кусок хлеба и за короткий срок успел, находясь в Ташкенте, сменить несколько профессий: был простым рабочим на одном из заводов, трудился в трамвайном депо и на железной дороге.
Стоит отметить, что железнодорожные рабочие считались элитой среди пролетарских профессий и своего рода авангардом коммунистического движения.
В этой среде, Шотемур, вероятно, впервые познакомился с социалистическим учением и идеями Ленина, ведь именно среди железнодорожников было больше всего сторонников большевиков, что и показали события 1917-го.
Спорные страницы биографии
Когда до Центральной Азии донеслось эхо Октябрьской революции, события начали развиваться, пожалуй, даже быстрее, чем в Петрограде.
Очагом действий стал Ходжент, где совсем недавно царские власти жестоко подавили восстание против военного призыва. 9 марта был образован Комитет солдатских депутатов, а 14 марта - Железнодорожный комитет из числа рабочих местной станции.
Шириншо не остался в стороне от событий и наряду с другими рабочими активно участвовал в установлении советской власти в Ташкенте.
В 1920-м, после установления советской власти в Центральной Азии, молодого коммуниста Шотемура, учившегося на третьем курсе Ташкентского педучилища в компании пятиста "пролетарских студентов", посылают в Худжанд для участия в мероприятиях по продразверстке. В следующем году Шотемура и двух братьев Дьяковых назначают членами военно-политической тройки на Памире. С 1922-го он занимал пост председателя тройки, а также руководил работой Революционного комитета.
И вот здесь начинается самый противоречивый этап биографии Шириншо Шотемура.
В годы Перестройки, когда началась публичная переоценка советской истории, в его адрес звучали упреки, дескать, этнический таджик отбирал еду у своих же земляков. Шотемуру припоминали также ряд смертных приговоров Ревкома, обоснованность которых ставилась под сомнение.
Впрочем, таких критиков было немного. Продразверстка проходила намного мягче, чем в других регионах СССР, а приговоры трибунала рассматривались как жесткий, но необходимый способ борьбы с басмачами, которые не отличались милосердием и буквально терзали своими налетами гражданское население.
Фактически Шириншо Шотемур в свои 22 года был главой советской власти на Памире. Он сделал многое для восстановления хозяйства и экономики региона после Гражданской войны, а также в деле ликвидации басмачества.
При этом Шотемур не был сторонником военного решения проблемы басмачества, а выступал за переговоры с повстанцами и их обратную интеграцию в мирное общество.
К сожалению, этого не удалось достичь, и борьба с басмачами растянулась до 1930-х.
В борьбе за Таджикистан
К середине 1920-х перед советскими властями остро встал вопрос о национально-территориальном размежевании в Центральной Азии. Эта проблема подразумевала разрешение целого комплекса проблем – не только национальных, но и политических, экономических и культурных.
Именно в то время Шириншо Шотемур и его соратники включились в борьбу за защиту самобытности таджикской нации и образование отдельного таджикского государства в рамках молодого Советского Союза.
В 1923-м Шотемур вернулся с Памира в Ташкент и стал инструктором подотдела национальных меньшинств агитационно-пропагандистского отдела ЦК КП(б) Туркестана.
Благодаря его усилиям была образована таджикская секция подотдела, которая стала первым политическим органом, занимавшимся вопросами просвещения на таджикских территориях, а также решением других социальных проблем.
В октябре 1924-го постановлением ЦИК СССР была образована Узбекская ССР, в состав которой вошла и отдельная Таджикская Автономная ССР со столицей в Душанбе.
Шириншо Шотемур стал одним из ее руководителей – он занимал различные посты в правительстве (народного комиссара финансов и другие) и в Таджикском обкоме КП(б) Узбекистана.
Обретение Таджикистаном государственности не было легким делом, так как многие в партийном руководстве скептически относились к образованию самостоятельного таджикского государства, предпочитая видеть Таджикистан в составе более масштабной и консолидированной Узбекской ССР. Но таджикских функционеров и местную интеллигенцию это категорически не устраивало.
Культура решает все
В эти годы наиболее ярко проявились таланты Шотемура как организатора и одного из главных политических лидеров Таджикистана.
Шириншо Шотемур был инициатором создания печатного издания на таджикском языке – газеты "Овози Тоджик", первый номер которой вышел в Самарканде в сентябре 1924-го.
Главным редактором издания стал известный писатель Хасан Ирфон. В "Овози Тоджик" печатали свои статьи многие видные деятели таджикской культурной интеллигенции – Садриддин Айни, Нисор Мухаммад и другие.
Кроме того, Шотемур курировал создание Таджикского института просвещения в Узбекистане и разработку первых учебников на таджикском языке для общеобразовательных школ, содействовал публикации, подготовленной Садриддином Айни, антологии "Образцы таджикской литературы".
В Таджикской ССР во второй половине 1920-х открылись сотни школ и других учебных заведений, преподавание в которых велось на таджикском языке, а власти активно способствовали развитию национальной культуры.
В то же время в других районах Узбекской ССР, в которых располагались древние культурные центры таджикского народа и большинство населения которых были таджиками, – Бухаре, Самарканде и Худжанде, – среди части партийного руководства наблюдалась тенденция к тюркизации культурной и образовательной сферы.
Сталин голосует "за"
Таджикское руководство не собиралось сдаваться без боя и начало отправлять в Кремль телеграммы с жалобами на обстановку в УзССР.
Так, в докладной записке ЦК ВКП(б) на имя руководителя Советского государства Иосифа Сталина, отправленной в мае 1926-го, Шотемур сообщал, что "с момента районирования среди таджиков происходят волнения: они защищают свои национальные права. Во многих районах населением неоднократно поднимался вопрос <…> о переходе преподавания на родной язык, но все эти попытки оставались и остаются без всякого внимания. <…> Отсюда понятно, что подобная ненормальная обстановка именно среди таджиков вызовет как реакцию ответный шовинистический подъем".
Шириншо Шотемур, а также знаменитый партийный руководитель ТаджАССР Нусратулло Махсум открыто ставили перед членами Политбюро в Москве вопрос о создании Таджикской ССР и присоединении к ней отдельных территорий. Начались горячие споры, кому какие земли должны принадлежать. Их итогом стал своего рода территориально-административный компромисс между советскими Узбекистаном и Таджикистаном.
Автономия в составе Узбекистана была преобразована в самостоятельную Таджикскую ССР, став полноправной республикой.
В апреле 1929-м в состав Таджикистана был включен Худжандский округ. И хотя ходатайства ЦИК Таджикистана о присоединении Бухарского, Самаркандского и Сурхандарьинского округов были отклонены Москвой, ТаджССР получила взамен "колыбель центральноазиатской революции" – Худжандский округ, сильно повышавший и статус молодой республики, и ее экономический потенциал за счет плодородных земель.
Таким образом, благодаря настойчивым действиям Шириншо Шотемура, Нусратулло Махсума, таджикских партийно-политических деятелей, а также представителей интеллигенции было положено начало государственности Таджикистана в современных ее границах.
Большое наследие Шотемура
С 1929-го Шириншо занимал высокие посты в партийном и правительственном руководстве – был вторым секретарем ЦК КП(б) Таджикистана и председателем ЦИК республики.
Он сыграл значительную роль в создании системы воспитания национальных кадров для народного хозяйства и организации множества образовательных, научных и культурных учреждений.
Постоянная занятость государственными делами не помешала Шотемуру построить крепкую и дружную семью. В 1930-м он женился на выпускнице Московского института востоковедения Александре Киселевой, с которой познакомился во время ее студенческой практики в Таджикистане. У них родились двое детей – сыновья Шириншо и Рустам.
Как и другие руководители Таджикистана, Шотемур придерживался умеренной позиции по вопросам создания колхозов в республике, что и определило настороженное отношение к нему со стороны центра.
И потому, Шотемур, увы, попал под каток "большого террора". В ходе репрессий и партийных чисток 1937-1938 годов он был арестован, объявлен "врагом народа" и расстрелян 27 октября 1937-го.
Спустя три дня расстреляли и его соратника, Насратулло Махсума. Оба похоронены на Донском кладбище в Москве. Лишь в августе 1956-го решением Военной коллегии Верховного суда СССР его реабилитировали, и честное имя Шотемура было восстановлено.
Память об одном из отцов-основателей таджикской государственности живет и сейчас. Выходит большое количество исследований и документальных фильмов, посвященных жизни и деятельности Шириншо и его роли в становлении Таджикистана как самостоятельного государства. Его именем названы университет в Душанбе и другие объекты, на купюре достоинством в 3 сомони изображен портрет Шотемура.
Указом президента Таджикистана Эмомали Рахмона 9 сентября 2006-го ему посмертно было присвоено высшее звание "Героя Таджикистана".
Шириншо Шотемур по праву считается отцом-основателем Таджикистана, ведь нынешние границы и само существование республики стало возможно благодаря его неутомимой борьбе за процветание и независимость таджиков как единого народа.