Недавно встречал в столичном аэропорту товарища – западного немца из ФРГ. Он летел из Москвы с большой суммой наличных долларов, попросил встретить, беспокоясь за свою безопасность. Бедолага не мог даже предположить, что первая попытка вымогательства будет ожидать его прямо в воздушной гавани Душанбе.
"Представляешь, сейчас проходил контроль, и таможенник сказал дать ему 100 долларов. Когда я спросил, за что платить, он ответил: "Ну, у тебя же много", - поведал мне Питер с глазами, как у лемура.
Поясню: мой товарищ ни разу не олигарх, просто он летит транзитом в Афганистан, где работает в одной из гуманитарных международных организаций. А "за речкой" вероятность встретить терминал банкомата приблизительно равна рандеву с Леди Гагой на душанбинском рынке "Саховат".
- Эх ты, законопослушный немчик, - подумал я, - кто ж тебя просил заносить свои "грины" в декларацию.
Но на словах выразил всемерное сочувствие, как мог успокоил и объяснил, что для нашего аэропорта такой инцидент относится к из ряда вон выходящим и соответствующие службы уже задержали наглого коррупционера. В общем, все в лучших традициях братьев Гримм.
Наивный Питер поверил (вот к чему сноска про его западное происхождение, восточный немец над этой байкой только бы посмеялся) и снова вернулся в режим согласия с окружающим миром.
Коррумпированность государственных служащих в Таджикистане уже никого не удивляет. Когда местное ГАИ переименовали в БДА (буквы другие, но смысл тот же, только на таджикском), народные острословы тут же расшифровали аббревиатуру как "Бте доляи аката" ("Отдай долю братану" - искаженный таджикский с вкраплением русского термина).
Гаишники везде одинаковые, скажете вы, и я не стану с этим спорить. Но как быть с аналогичными тенденциями в надзорных органах, одна из задач которых пресекать подобные правонарушения.
Однажды у бывшего генпрокурора Таджикистана журналисты спросили, на какие средства куплены иномарки премиум-класса, заполонившие стоянку перед зданием ведомства. Тот, ничтоже сумняшеся, ответствовал, что это "подарки от родственников".
Понятно, что чиновник пытался защитить честь мундира. Но, имея юридическое образование, должен был помнить, что законодательство Таджикистана строго запрещает госслужащим, к числу которых относятся и работники прокуратуры, принимать подарки стоимостью более 100 показателей для расчетов в течение года, а это 6000 сомони. За эти деньги можно, в лучшем случае, приобрести какие-нибудь ржавые "Жигули" тысяча девятьсот лохматого года выпуска, но никак не новенький "Мерседес SLK".
Такие же "ярмарки тщеславия" до недавнего времени красовались на автомобильных стойбищах возле крупных банков. Одного из их руководителей бизнесмены прозвали Алик-Четвертак, потому что за каждый крупный кредит он брал 25% "отката". Следует пояснить, что сам банкир из титульной нации, просто его имя в русской транскрипции звучит именно так.
Мой отец, врач высшей категории, уже будучи на пенсии рассказывал забавные эпизоды из своей практики.
"Когда пациент приходил с коробкой шоколадных конфет или бутылкой коньяка, мы облизывали его с головы до ног, проводя на все процедуры вне очереди. Но брать за это деньги и подумать не могли, это ведь подсудное дело было", - вспоминал он.
А сейчас для похода в поликлинику или, хуже того, больницу следует взять с собой туго набитый бумажник. И горе тому, у кого он тощеват. Лично был свидетелем, как в приемном покое одной из республиканских больниц 3,5 часа пролежал мужчина с переломом берцовой кости, к которому никто из врачей за это время не подошел.
Ларчик открывался просто: пострадавший работал хирургом в той же самой больнице, а значит, поиметь с него было нечего.
О поборах с абитуриентов во время вступительных экзаменов и студентов в период сессий даже вспоминать не стоит, в местных СМИ постоянно публикуют сообщения о задержаниях корыстолюбивых преподавателей "разумного, доброго, вечного".
Ну и, конечно, военкоматы. Вот где разгул для страждущих военизированных душ. Средняя такса "левого" военного билета варьируется от 3 до 5 тысяч долларов.
Правда, в этом году государство, руководствуясь принципом "не можешь предотвратить - возглавь", решило взять процесс в свои руки. В закон о воинской обязанности внесли поправки, согласно которым родители могут откупать своих чад от армейской лямки, внеся в бюджет всего около 2,5 тысячи "вечнозеленых".
И раз уж я начал рассказ со столичного аэропорта, то им и закончу. Перед началом учебного года провожал сына в Москву. У него был с собой багаж весом 10 кг. По официальным расценкам, провоз килограмма багажа стоит 55 сомони. Грузчик на ленте предложил закинуть его в самолет всего за 100 сомони, которые сын тут же заплатил и успешно прошел на борт.
С одной стороны – радость, все же экономия солидная. С другой – сожаление. Получается, мы сами виноваты в разгуле коррупции в стране, ведь это мы, простые граждане, ежедневно, ежечасно, ежеминутно ее подкармливаем. По-другому, выходит, не умеем.
Может стоит взять мастер-класс у законопослушного Питера, у них же, на Западе, как-то приспособились. Или же прав Киплинг: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда".