ДУШАНБЕ, 30 мар — Sputnik. Западные санкции против российского сектора энергоресурсов, столь популярные в среде европейских и американских политиков, призванные "обрушить экономику РФ", стали дополнительным стимулом для нефтегазодобывающих предприятий обратить наконец-то свой взор на Восток.
К слову сказать, это надо было сделать уже давно. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Так что могут лидеры ЕС предложить своим обывателям в качестве альтернативы российским углеводородам и какие варианты переориентации экспортных нефтегазовых потоков есть у России?
Зелень vs традиции
Собственно непосредственно предложений у ЕС не так много. Одной из возможных замен российскому газу и нефти уже давно называют возобновляемые источники энергии. Дискуссии о переходе на рельсы "зеленой" энергетики идут в мире, в том числе и в России уже давно. Четвертый энергопереход, углеродный след и ESG плотно вошли в международную бизнес-повестку.
Однако есть одно но… Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), доля возобновляемых источников энергии к 2023-му должна составить только 12,4%. Все остальное по-прежнему будет приходиться на традиционный набор энергоресурсов - нефть, газ и другое.
И если США уже отказались от поставок нефти из России относительно безболезненно для своего энергобаланса, то у ЕС с этим однозначно возникнут и уже возникают трудности.
Энергоносители, а именно газ и нефть, в 2021-м стали наиболее импортируемым ЕС товарами из России. Из общего объема сожженного в прошлом году европейцами газа 40% пришлось на российское "голубое" топливо.
По данным МЭА, в 2021-м ЕС получал из России в среднем 380 млн куб. м газа в день по трубопроводу или 140 млрд куб. м в годовом выражении.
Еще 15 млрд куб. м Россия поставила в ЕС в виде СПГ. С нефтью ситуация аналогичная - на долю импорта из РФ приходится 25% от общего объема, а это 2,5-3 млн барр./сутки (341,5 тыс. - 409,2 тыс. т/сутки).
Цифры, как видим, более чем впечатляющие. И страны ЕС действительно признают, что отказаться от поставки российской нефти и газа сейчас не в состоянии. Однако объявили своей целью к концу текущего года урезать закупки российских энергоресурсов на 2/3.
"Это "немного лукавая задача". Россия должна сократить свои поставки в ЕС, а Европа, в свою очередь, должна как-то и где-то изыскать эквивалентные объемы. Не стоит забывать, что помимо физической нехватки нефти и газа есть еще и ценовые шоки, пугающие страны, которые ввели санкции против РФ, не меньше чем нехватка самих поставок", - справедливо заметил в ходе делового завтрака "Перспективы энергетического сотрудничества России в новых условиях" доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Юрий Боровский.
Другой российский эксперт, заместитель директора Центра устойчивого развития ИЭиРИО НИУ ВШЭ Владимир Лихачев, выделяет еще один нюанс, объясняющий нынешнюю зависимость ЕС от российской нефти.
"Нефтеперерабатывающие заводы в Центральной и Восточной Европе "заточены" именно под российскую нефть. Перепрофилировать их прямо сейчас достаточно сложно. Есть долгосрочные тренды, которые не дают возможность резко поменять их ориентацию", - подчеркнул эксперт.
В отношении поставок российского газа в ЕС эксперт отметил, что тема его потребления в Европе является токсичной.
"Поставки газа из России в Европу всегда носили политизированный характер. Если европейская страна использовала российский газ, то сразу начинали говорить о низком уровне ее энергобезопасности", - считает Владимир Лихачев.
Где ЕС будет искать такие объемы?
Их можно взять у Ирана, Венесуэлы и других государств - членов ОПЕК. Не стоит забывать, что Иран, равно как и Венесуэла, находится под западными санкциями. Даже принимая во внимание декларируемые иранским руководством планы по наращиванию объемов добычи нефти, вряд ли Исламская Республика в состоянии одномоментно сменить Россию, а еще есть проблема отсутствия соответствующих логистических цепочек для поставок в Европу.
"Другие члены ОПЕК пока не горят желанием резко наращивать объемы добычи черного золота. Они еще помнят 2008-й, когда цена на баррель нефти упала со 143 до 40 долларов. Для них текущая цена на нефть вполне комфортная. Странам Персидского залива выгодна высокая цена на нефть, так как она позволяет выполнять им свои социальные обязательства", - замечает Юрий Боровский.
С газом, похоже, ситуация аналогичная. Первое, что приходит на ум среди возможностей по замене российских поставок - это СПГ. Но для производства такого объема газа отсутствуют в нужном количестве регазификационные терминалы. Казалось бы, старушка Европа могла бы закупить газ на восточных рынках.
"Но есть ли этот газ на рынке? Если брать Катар, то 71% его контрактов приходится на Азию, покрыть исключенный российский импорт он не в состоянии. На выручку могут прийти США. Но и у США пока нет реальной возможности заменить такой объем газа", - подчеркнул эксперт.
Здесь стоит отметить, что и в самой Европе пока нет достаточного количества терминалов для приема СПГ из США, удовлетворяющего потребности европейцев. Их строительство, естественно, займет время, и это не год, и не два. Есть в поставках газа из США и политический аспект, на который почему-то не очень обращают внимание лидеры стран ЕС.
Речь идет о том, что преобладание американского СПГ на европейском газовом рынке может в конечном итоге привести к фактической монополии США. Говоря проще, у Европы в этом случае появится большой шанс подсесть на американскую газовую иглу, тем самым лишив себя хоть каких-то призрачных возможностей на жизнь без оглядки на Вашингтон.
Курс на восток
Россия, пусть и не сразу, но может совершить маневр "запад - восток", перенаправив поставки газа из ЕС в Китай, Индию и Турцию.
Китай - один из лидеров энергопотребления - уже получает российский газ через функционирующий газопровод "Сила Сибири - 1", который еще не вышел на проектную мощность. По состоянию на конец ноября 2021-го, через него было прокачано 13,4 млрд куб. м, а его проектная мощностью, которую рассчитывается достигнуть к 2025-му, составляет 38 млрд куб. м.
Предполагалось, что на полную трубопровод заработает к 2025-му. Однако эксперты уверены, что при необходимости этот срок может быть сокращен.
На подходе также еще один газопровод "Сила Сибири - 2" с проектной мощностью 50 млрд куб. м. Если ЕС все-таки решит полностью отказаться от поставок газа с "Ямал СПГ", то объемы будут переориентированы на КНР, с учетом того, что в этом проекте есть китайские инвестиции, уверен Боровский.
Российская нефть поступает в КНР через порт Козьмино, а также через казахстанский нефтепровод. Данные маршруты также имеют потенциал увеличения загрузки. Есть и исключительно экономические аспекты, подтверждающие перспективность сотрудничества между РФ и КНР в области ТЭК.
"Так как конкуренция за нероссийские энергоресурсы в силу санкционной политики будет возрастать, Китаю будут выгодны поставки российских энергоносителей", - отметил старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований и ИМИ МГИМО МИД России Иван Зуенко.
По его мнению, Китаю, имеющему диверсифицированный газовый портфель, будет крайне невыгодно отказаться из-за санкций от российских нефти и газа, принимая во внимание очень привлекательные цены на российские ресурсы для КНР.
Российский газ обходится КНР гораздо дешевле, чем газ, поставляемый из Туркменистана и Мьянмы.
Еще одной страной, отказавшейся присоединяться к антироссийским санкциям, стала Турция. Поставки российской нефти в Турцию носят стабильный характер, хоть Турция при этом имеет и альтернативные поставки из Азербайджана. Доли нефти и газа в турецком энергетическом балансе составляют 45% и 17% соответственно.
"Россия в состоянии обеспечить бесперебойные поставки газа по первой ветке "Турецкого потока". Остается вопрос ценовой конкуренции с Ираном и Азербайджаном. Большим плюсом для поставок российского газа в Турцию является стремление последней создать у себя некое подобие газового хаба", - полагает Владимир Лихачев.
Действительно, в настоящее время Турция аккумулирует у себя поставки газа через "Голубой" и "Турецкий" потоки и газопровод TANAP. Также теоретически есть возможность включить в эту систему поставки газа из Туркменистана.
Индия также не скрывает своей заинтересованности в выгодных контрактах на поставку российских углеводородов. А Индия - это ни много ни мало третий по объемам энергопотребитель в мире. Уже в марте текущего года индийская государственная нефтеперерабатывающая компания Indian Oil Corporation купила 3 млн баррелей российской нефти сорта Urals (409,2 тыс. т). Стоит отметить, что у российской нефти есть все шансы на успешную конкуренцию на индийском рынке с более дорогими ближневосточными сортами.
Как видим, не так, оказывается, страшен "санкционный" черт, как его малюют нам некоторые западные СМИ, и альтернатива поставкам в ЕС есть. А вот есть ли у Европы реальная возможность жить без российских энергоносителей - большой вопрос.