ДУШАНБЕ, 4 июл — Sputnik. Прошедший в середине июня ПМЭФ-2022 стал знаковым событием по многим причинам. Но одной из таковых стало участие в работе форума представителей новых хозяев Афганистана - талибов.
Кабульские власти мало того что не идентифицируется мировым сообществом в качестве легитимных, так они еще и признаны террористической организацией.
От этого их прибытие в Северную столицу и участие в столь представительном мероприятии стало еще более знаковым.
Талибы показали себя вполне договороспособной организацией. К слову, в рамках работы форума представителями торгово-промышленной палаты республики был заключен ряд пусть и не больших по объемам, но реальных контрактов.
Анализируя происходящее в Афганистане после 15 августа 2021 года, когда движение объявило об установлении контроля над страной, невольно приходишь к выводу, что это уже не те, кто 27 сентября 1996-го повесил тогдашнего президента Мохаммада Наджибуллу.
Это уже не совместный проект пакистанской ISI и ЦРУ. На этот раз талибы захватили страну, имея более-менее четкий план ее государственного устройства и осознавая необходимость создания социальной инфраструктуры.
Действительно, худо-бедно они сумели наладить социальное обеспечение в ряде подконтрольных провинций. Также удалось, пусть и немного неуклюже, заявить о себе и на международной арене, как о единственном приемлемом варианте власти в стране.
Речь, в частности, идет о признании ООН и ряда других международных организаций необходимости взаимодействия с талибами для предотвращения гуманитарной катастрофы.
Второе, что действительно по факту удалось сделать новым властям Кабула - это организовать подобие регулярной армии, сил правопорядка и безопасности.
Тут как нельзя кстати пришлось вооружение и техника, брошенные, а в действительности добровольно переданные им спешно покидающими Афганистан американским и натовским контингентами. Общие объемы оцениваются примерно в 5 млрд долларов.
Если в начале нынешнего правления талибов такой шаг американцев расценивался многими экспертами и политиками как безответственный и безрассудный, то по прошествии времени в этом можно рассмотреть и некий тайный умысел.
Будем откровенны - миссия США и НАТО в регионе завершилась полным провалом. Как видим, "Аль-Каида"*, бывшая основной целью американцев, не прекратила своего существования, а всего лишь подрастеряла часть своего влияния. Но в довесок к ней появилось ИГИЛ*.
Интересен тот факт, что "Исламское государство"*, представленное в Афганистане, это вовсе не то фундаменталистское объединение, которые мы видели в Сирии и Ираке. Это исключительно местное явление, с немного деформированными под региональную специфику целями и задачами и "укомплектованное" опять же по большей части жителями страны.
Ряд иранских экспертов, к слову сказать, видят в проекте "афганского ИГИЛ*" американский след, что не лишено оснований. Ведь если разобраться, то США очень даже на руку постоянно тлеющий конфликт в Афганистане, они могут регулировать степень его интенсивности.
Если Пакистан начинает выказывать какие-то претензии на самостоятельность, то можно подбросить кость местным талибам, крепко обосновавшимся на территории Афганистана.
То же самое касается и северных соседей республики - Таджикистана и Узбекистана - на них всегда можно "натравить" остатки печально известных в современной истории этих стран "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ)* и "Партии исламского возрождения Таджикистана" (ПИВТ)*.
Обе "организации" очень хорошо в свое время "отметились" в период беспорядков в одной и гражданской войны в другой стране.
И если Штаты посулят им какие-то мифические бонусы, то боевики с радостью примут участие в любом мероприятии, например, в протестах, подобных тем, которые не так давно прокатились по Горному Бадахшану или приграничной провокации.
Таким же примерно образом США могут поддерживать в состоянии "постоянной готовности" и внутриафганские противоречия.
Фронт национального сопротивления, представляющий национальные меньшинства северных провинций Афганистана, увы, исчерпал себя как реальная военно-политическая альтернатива талибам.
Его состояние обусловлено в первую очередь тем, что нынешний лидер - Ахмад Масуд - не имеет и десятой части того влияния или харизмы, если хотите, которыми обладал его покойный отец - Ахмад Шах Масуд.
Эти разрозненные формирования США также могут держать на коротком поводке, давая им призрачную надежду на помощь и поддержку. По сути же это будет всего лишь подливанием масла в огонь.
ФНСА, и с этим, увы, нужно смириться, "не потянет" борьбу с талибами и прочими формированиями ни в военном, ни в идеологическом плане.
Уже сейчас "официальный" Кабул может предложить измученному населению северных провинций больше социально-бытовых перспектив существования, нежели полевые командиры. И недавняя инициатива о создании Высшего совета национального сопротивления - это попытка бывшей военно-полевой "элиты" северных провинций запрыгнуть в вагон власти.
Но уже сейчас очевидно, поезд ушел без них. На него не попали ни Дустум, ни Раббани, ни Халили, ни Сайяф, ни прочие представители афганского "истеблишмента". Их удел, с этим тоже нужно смириться и принять как данность, - это огрызаться "из-за бугра", комментировать, делиться своими оценками и несбыточными мечтами.
Требование мирового сообщества и России в том числе о создании инклюзивного правительства, конечно, в итоге будет выполнено талибами. Вопрос только в том, как оно будет выполнено. Однозначно, история будет с афганским колоритом.
Конечно, представители северных меньшинств там будут, но на незначительных постах и не долго. Никакие фронты и высшие советы, как показывает история, не помогают Афганистану успокоится. Равно как и навязанные США и их союзниками президенты, вроде Хамида Карзая и Ашрафа Гани.
Все что сейчас может сделать мировое сообщество - это помочь талибам, раз уж так сложилось, преодолеть гуманитарный кризис и не дать населению скатиться в голод, и организовать некий арбитраж в лице заинтересованных стран - РФ, КНР, Ирана и Пакистана - для постепенного начала полноценного диалога по разделению властных полномочий на местах.
Все остальные вопросы, в том числе борьбу с ИГИЛ* и пакистанскими талибами, а также диалог с недавними оппонентами новые власти в состоянии будут организовать самостоятельно.
Все это будет возможно, если, конечно, им не навяжут еще какого-нибудь врага извне, как это сделали США, приведя в Афганистан "Исламское государство"*.
Кстати, недавно талибы в очередной раз продемонстрировали свою способность к диалогу. Речь идет о выдаче Великобритании нескольких подданных королевы, арестованных ими чуть более полугода назад. То есть талибы еще раз продемонстрировали, что с ними можно договариваться и они к этому готовы.
А вот что ни в коем случае нельзя делать, так это допускать на афганскую кухню американцев, НАТО и прочих западных знатоков афганского уклада жизни.
Как ни крути, но в нынешних условиях никакой реальной альтернативы талибам нет. И в этом парадокс нехитрой афганской математики, что де-юре террористы - это единственная реальная сила, с которой возможен полноценный диалог, у которой есть план государственного управления.
* Запрещенные в России и Таджикистане террористические организации