Специальный представитель президента России по Афганистану Замир Кабулов на конференции "Афганистан: безопасность и экономическое развитие" в Ташкенте представил исчерпывающую характеристику состояния дел в республике после прихода к власти талибов и оценку нынешней западной политики.
Но самое главное, Кабулов на пресс-конференции по итогам ташкентского заседания дал понять, что у России и ее партнеров есть четкая стратегия действий и взаимодействия с новыми властями Кабула.
Что особенно "порадовало": российский дипломат, в отличие от западных коллег, живущих в нереальном мире мифических ценностей и верящих в праведность собственной внешнеполитической глупости, не путает цвета при оценке ситуации, и белое у Кабулова - это белое, а черное - черное.
Политическое хамство США
"Западники", которые понимают все те грехи, которые они совершили в Афганистане, попытались увести дискуссию в сторону прав человека и прочего лицемерного трепа. Но именно регионалы - РФ, КНР, Иран и сама афганская делегация - не дали провести встречу в таком формате.
"Мы заострили внимание на необходимости неотложного решения таких вопросов, как безусловное размораживание украденных у Афганистана национальных авуаров, а это 7 млрд долларов. Мы выступили категорически против попыток США навязать временному правительству в Кабуле назначение, по сути, ими (американцами) так называемого независимого управляющего афганским Центробанком. Это просто хамское предложение, это попытка манипулировать афганскими финансами. И третье, абсолютно неприемлемая линия выделения афганцам гуманитарной помощи из тех средств, которые были предоставлены международными донорами и содержались на счетах Всемирного банка", - вот так в общих чертах Кабулов обрисовал "антураж" состоявшегося мероприятия.
Возникает вполне закономерный вопрос к тем, кого Кабулов называет "западниками": как такая идея могла возникнуть в принципе и как хватает политической наглости предлагать подобное?
Создается впечатление, что Госдеп в лице спецпредставителя США по Афганистану Томаса Уэста пытается по инерции проводить политику тотального вмешательства в региональные процессы, не отдавая себе отчета не только в абсурдности подобных предложений, но и в том, что регион и мир в целом давно изменились и диктовать условия - это уже не исключительная прерогатива Вашингтона.
Талибы учатся управлять
Вторая генеральная мысль, высказанная спецпредставителем российского президента, - нынешние талибы, это не те, которые бесчинствовали в Афганистане в 90-е и 2000-е.
"Талибы продолжают учиться управлять страной. До них доходит понимание необходимости создания инклюзивного правительства", - отмечает Кабулов.
И действительно, если отбросить образ исключительно террористов, то нынешнее движение пришло управлять страной, и все усилия, предпринимаемые временным правительством, в том числе и на международной арене, заслуживают внимания.
И сейчас к талибам, как справедливо замечает дипломат, приходит осознание того, что "мыслить категориями победителей и считать, что они заслуживают единолично управлять страной" в условиях афганского этномногообразия не совсем выигрышная линия поведения.
Идеологическая установка талибов - уничтожение ИГИЛ
Ну и, пожалуй, самое главное, что заботит всех в регионе - как купировать угрозу, исходящую от многочисленных террористических групп, плотно обосновавшихся в Афганистане, особенно членов "Исламского государства" (ИГИЛ или ИГ, запрещенного в России).
По оценкам Кабулова, в настоящее время их численность дошла до 6 тыс. человек. Причем, как отмечает дипломат, "после прихода к власти талибов и жестких их шагов в отношении игиловцев количество сократилось до 2 тыс. человек".
Нынешний рост численности сторонников этой террористической группировки он связывает с текущей ситуацией неопределенности, в том числе финансовой. Трехкратное увеличение, уверен Кабулов, это самая негативная сторона развития ситуации в Афганистане, потому что ИГ, как и раньше, "заточено" на дестабилизацию не только самой республики, но и ее соседей.
"ИГ является источником угроз национальным интересам и Ирана, и Пакистана, и Китая, поскольку существует и воюет рука об руку с "Движением Восточного Туркестана"*, которые осели на афганской территории", - указывает спецпредставитель российского лидера.
При этом дипломат отмечает тот факт, что до прихода к власти талибов в августе прошлого года численность ИГИЛ доходила до 10 тыс. террористов. И это при том, что на территории страны находился американский контингент и большая оплачиваемая национальная армия.
Вина за столь стремительный рост этой террористической группировки полностью лежит на США и их союзниках, заморозивших афганские финансы в своих банках.
"В результате санкций у талибов не хватает финансовых ресурсов, чтобы на должном уровне поддерживать боеспособность и материальное обеспечение антитеррористических сил, естественно им сложно эффективно бороться с ИГ. Здесь возникает вопрос - это намеренная линия Запада, чтобы дать игиловцам окрепнуть? Вывод напрашивается однозначный", - замечает российский спецпредставитель.
Действительно, по факту талибы, которые пришли на этот раз в Афганистан "всерьез и надолго", не заинтересованы в присутствии какой-либо силы, которая бы бросала на них тень радикального прошлого, поскольку мир только в самом начале пути принятия движения в качестве некой конструктивной силы в стране.
"Талибы "заточены" на войну с ИГИЛ, и на самом высоком уровне со стороны талибов были неоднократные заявления, свидетельствующие об идеологической установке на уничтожение ИГ", - подчеркивает Кабулов.
Если говорить о положении талибов внутри самого Афганистана, то сейчас уже однозначно становится понятно, что реальной жизнеспособной альтернативы талибам нет ни в военном плане, ни в социально-экономическом.
Фронт национального сопротивления, возглавляемый Ахмадом Масудом, не сможет в ближайшей перспективе заявить о себе сколь бы серьезным образом. Единственным залогом их выживания может стать только диалог с талибами.
Отдавая себе отчет в том, что другой власти в Афганистане нет и скоро не появится, Узбекистан, КНР, Иран, Россия и отчасти Пакистан избрали для себя единственную правильную стратегию - развитие взаимодействия с временным правительством в Кабуле.
И это уже дает свои плоды. Свидетельств этому масса. Это и торгово-экономические контакты Узбекистана с талибами, и участие членов движения в ПМЭФ-2022, и заключение на нем пусть не крупных, но реальных контрактов.
Итоги многолетнего пребывания войск США и НАТО на территории Афганистана, предложения и заявления представителя Штатов на конференции в Ташкенте и реальные оценки происходящего спецпредставителем президента РФ - все это доказательства того, что без Вашингтона в регионе обойтись можно.
Более того, для устойчивого тренда на развитие, в том числе и многострадального Афганистана, отсутствие США - это условие успеха на этом направлении.
* Запрещенная в России и Таджикистане террористическая организация.