ДУШАНБЕ, 19 сен — Sputnik, Григорий Ростов. Таджикско-кыргызский конфликт - это тысячи эвакуированных жителей с приграничных территорий, разрушенные дома, гражданские и административные объекты.
За все время существования двух стран бок о бок - это один из самых серьезных конфликтов.
Началось все как обычно, с перестрелки между пограничниками на спорных территориях 14 сентября. Нестандартность ситуации в том, что они произошли трижды в течение суток.
"Обратите внимание, провокации, какая бы из сторон их ни начала, происходят аккурат накануне саммита ШОС в Самарканде, где собрались лидеры всех стран, входящих в организацию или стремящихся в нее попасть. Дата выбрана случайно? Уверен, что нет", - подчеркнул политолог Еркын Боранбаев.
Алгоритм действий местных властей с обеих сторон стандартен - встречи, переговоры, призыв прекратить огонь. Ситуация вроде бы нормализуется, но внезапно вновь накаляется.
"Источники сообщали, что вечером 15 сентября на полях саммита ШОС состоялась неформальная встреча глав Таджикистана и Кыргызстана, где общение прошло на повышенных тонах. Возможным результатом перепалки стали масштабные столкновения по всей линии таджикско-кыргызской границы, прецедентов которым доселе не было", - продолжает эксперт.
Количество втягиваемых в противостояние подразделений растет. От стрелкового оружия и минометов стороны переходят к применению тяжелой бронетехники и РСЗО. Бишкек отправляет на границу турецкие БПЛА "Байрактар" и штурмовые вертолеты.
Гасить конфликт прибывают более весомые фигуры: главы Согдийской и Баткенской областей, а также госкомитетов нацбезопасности обеих стран. Им удается договориться о прекращении огня и переходе к мирным переговорам.
Но соглашения просуществовали считаные минуты: столкновения разгорелись с новой силой, причем перебросились на поселки с мирным населением.
В нарушении обязательств республики привычно обвиняют друг друга, переговорщики бессильно заседают, гражданских спешно эвакуируют из-под бомб, ракет БПЛА и снарядов артиллерии.
МИД России и ОДКБ призывают обе страны одуматься и перейти от боестолкновений к дипломатии, но голос здравого смысла пропадает втуне, бои продолжаются.
И вот наступает главный момент всего действа: в Самарканде проходит официальная встреча президентов стран Эмомали Рахмона и Садыра Жапарова в очном формате.
По прошествии некоторого времени они делают совместное заявление о достигнутой договоренности прекратить огонь и отвести войска из зоны конфликта. Казалось бы, все, мир заключен, но... боестолкновения продолжаются с прежней ожесточенностью.
"Представляете, какого уровня должны быть зачинщики конфликта, неважно, с какой из сторон, если они в состоянии игнорировать приказы своих главнокомандующих? Вывод один - заказ на инициацию пришел от фигур повыше рангом", - уверен Боранбаев.
В подобных случаях используют эвфемизм "внешние силы". Кто за ним кроется, всем хорошо известно. Не зря же вся эта трагедия была устроена в преддверии саммита ШОС, организации динамично развивающейся и вызывающей тревогу у коллективного Запада, который панически боится создания коллективного Востока.
Попутно налицо стремление дискредитировать ОДКБ - кость в горле у Пентагона.
Что же следует предпринять для устранения противоречий Таджикистана и Кыргызстана по приграничным проблемам? Аналитик советует властям обеих стран посмотреть правде в глаза и признать, что собственными силами разрубить этот гордиев узел они не в состоянии. Следует обратиться также к внешним силам, но со знаком "плюс".
Москва давно уже предлагает свое посредничество в решении проблем делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы.
В архиве МИД России хранятся все необходимые документы прошлых лет, где разметка рубежей проставлена достаточно точно. А ведь это является главным камнем преткновения в заседаниях Межправкомиссии по данному вопросу, где каждая из сторон потрясает собственными протоколами, нередко вызывающими сомнение в их происхождении.
Ну а пока суть да дело, на спорных территориях можно разместить миротворческий контингент из числа подразделений 201-й РВБ.
В пользу такого шага говорят два обстоятельства: никто в здравом уме не будет связываться с российскими военными, а также опыт, накопленный тогда еще мотострелковой дивизией в годы гражданского противостояния в Таджикистане. Местная специфика им хорошо известна.
Впрочем, есть и другой вариант, почти европейский - Турция. Ее президент Реджеп Эрдоган в последнее время активно примеряет на себя маску всепланетного миротворца.
Он и Москву с Киевом обещает примирить, и Баку с Ереваном, теперь предлагает услуги Душанбе и Бишкеку.
"Эрдоган стремится максимально повысить свой политический вес - от регионального до мирового масштаба, отсюда и все его "инициативы". На самом деле, вооруженные инциденты ему выгодны, не будь их, кому бы он продавал свои "Байрактары", только конфликтующим сторонам", - уверен Еркын Боранбаев.
Свою лепту в обсуждение произошедшего внесли, как ни странно, талибы. Официальный представитель МИД Афганистана призвал к мирному урегулированию приграничных споров путем переговоров.
Попутно Абдул-Кахар Балхи посетовал, что подобные вооруженные противостояния негативно влияют на стабильность и безопасность региона. Невольно вспоминается старая русская пословица: "Чья бы корова мычала…"
Однако факт остается фактом - если Душанбе и Бишкек самостоятельно не найдут в себе силы на преодоление собственных проблем, то с большой долей вероятности следующая перестрелка на таджикско-кыргызской границе может вылиться в полноценную войну, число жертв которой будет неисчислимо.