ДУШАНБЕ, 28 сен — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Говорят, что архитектура - это не только застывшая музыка, но и высеченная в камне идея или даже идеология.
Как живой и гибкий организм она приспосабливалась к разнообразным политическим, экономическим и социальным изменениям в жизни общества.
А поскольку современная таджикская архитектура скоро будет отмечать свой 100-летний юбилей, любопытно вспомнить, как рождался облик городов советского Таджикистана в 1920-1930-х годах.
Течение уносит в прошлое
Каждая эпоха оставила на страницах таджикской истории свой заметный след. Что касается советского времени, то здесь этот след наиболее ярко отпечатался в архитектуре.
Не будет преувеличением сказать, что это был третий взлет персо-таджикской архитектуры со времен династий Саманидов и Тимуридов, превративших "блистательную Бухару", "золотой Нишапур" и "сияющий Самарканд" в главные достопримечательности Центральной Азии.
На таджикской земле снова возникли великолепные дворцы и особняки, сам факт появления которых поднимал престиж и значимость города. Вот только теперь они принадлежали не царям и эмирам, а народу.
Архитектура города стала театром, где сценой были дома, дворы, улицы, площади, а зрителями и актерами - рядовые граждане.
Стиль застройки менялся в соответствии с эпохой: от лаконичного конструктивизма раннего СССР до пышного сталинского ампира и далее к массовой, но по-своему оригинально декорированной застройке 1960-1970-х, регионализму 1970-1990-х и как итог - к архитектуре последних 30 лет независимого Таджикистана.
Изменения каждого периода развития были настолько разительными, что создавалось впечатление, что мы переезжали из одной страны в другую. И теперь, разглядывая архивные фото, попробуем хотя бы визуально восстановить звенья этой разорванной цепи.
Нелегкие первые шаги
Начнем с истоков. Для Таджикистана, обретшего в 1929 году собственную государственность в составе СССР, за несколько лет до этого в качестве столицы был выбрана природная терраса, возвышающаяся над поймой реки Душанбе-Дарья.
Среди пустырей сформировалась агломерация нескольких небольших селений, ставших затем отдельными районами города: Бозор, Сари Осиё, Гафилобод, Шохмансур, Ходжамбиёи Боло, Ходжамбиёи Поён Заргар.
Фактически это был небольшой городок с древней крепостью на высоком левом берегу реки, где проживало более 3 тыс. жителей. Он состоял из криволинейных улочек, застроенных традиционными глинобитными домами с соломенными крышами и внутренними дворами.
Первым зданием из крепкого обожженного кирпича была больница, возведенная в колониальном стиле русскими миссионерами в 1915 году, т. н. русский дом. В 1920 г. бежавший из Бухары эмир Алимхан собрал у этой постройки четырехтысячное войско, но Гиссарский экспедиционный отряд большевиков выбил его из Душанбе.
Именно в этом здании в первые годы советской власти разместилось правительство молодой автономной республики. Здесь же появился первый телеграф и телефонная станция.
"Русский дом" состоял из 6 крытых кровельным железом одноэтажных корпусов, которые вплоть до 1980 годов использовались как городская больница, а затем пошли под снос.
Первые очень общие планы и чертежи застройки Душанбе появились как раз в 1922 году, вскоре после окончательной победы советской власти в регионе. Интенсивное строительство началось чуть позже, в 1924-м, когда была проложена центральная улица города - Советская.
Это был небольшой, выровненный вручную участок длиной 3 км, от старого базара (там, где сейчас расположена чайхана Рохат) до "Русского дома" (до площади Дусти). Позже эта часть дороги была облицована булыжником.
В этот период столица напоминала большую и довольно хаотичную стройку.
Старый Душанбе
© Из личного архива М.Мамадназарова
И если Совнарком занял капитальное здание "Русского дома", первые наркоматы-министерства автономной республики (до 1929 года - в составе Узбекской ССР) располагались в обычных неказистых глинобитных домах с камышовой кровлей. Что дало повод назвать Душанбе "кишлаком наркоматов".
И первые административные здания, и жилые дома сперва возводились по старинке из самана - смеси глины и соломы. Но вскоре появились "плановые", более долговечные постройки из камня и обожженного кирпича.
Так, на проспекте Рудаки и улице Шота Руставели строятся первые сблокированные одноэтажные дома с нишами-входами на улицу, с просторными помещениями, высокими потолками и большими окнами.
Они эксплуатировались вплоть до 1990-х годов. Тогда же, в первой половине 1920-х годов, появились небольшие общественные здания: банки, аптеки, музеи и библиотеки.
Причем новая власть, подчеркивающая важность коллективизма и единство трудящихся, в первые годы не слишком заботилась об украшении отдельных жилых домов, зато не жалела сил и средств для общественно значимых строений.
А потому даже аптека, банк и библиотека, построенные в самые голодные и бедные времена СССР, уже обладают редким декоративным изяществом, неуловимо напоминавшим о богатстве шахских дворцов и гармонии русских усадеб.
Первые образцы советской архитектуры в Таджикистане
© Из личного архива М.Мамадназарова
При этом в общем плане первые архитектурные сооружения Душанбе были построены в духе авангардного конструктивизма: функционально взаимосвязанные, максимально практичные, с чистыми лаконичными формами, большими плоскостями стен и ленточными оконными проемами.
Этот строгий стиль как нельзя лучше соответствовал тому времени, когда ощущался дефицит материалов, нужной техники и специалистов, однако не был лишен тонкой связи с местной традиционной архитектурой.
Человек, что создал город
В 1926 году в Душанбе из Ленинграда приехал Петр Ваулин - выпускник архитектурного факультета ленинградского Института гражданских инженеров, имевший к тому времени солидный опыт работы в Ленинграде, Минске и Вологде.
Перед Ваулиным стояла сложная и амбициозная задача - создавать советский город с нуля, преодолевая хаотичную застройку, нехватку кадров, при дефиците строительных материалов.
В 1926-м Ваулин был избран членом Душанбинского горисполкома, а годом спустя им было подготовлено постановление, где предлагалось прекратить бессистемное строительство и принять меры к составлению "предварительного проекта планировки, хотя бы на две-три улицы".
Ленинградский архитектор осуществил первую топографическую съемку и на белом листе ватмана расчертил направление трех главных улиц Душанбе: проспекта Ленина (ныне Рудаки) и двух поперечных улиц Айни и Путовского (Сомони).
По проектам Ваулина с 1929 по 1937 гг. построены Дом дехканина (театр имени В. Маяковского), здание Совнаркома, Дома офицеров, Народный комиссариат земледелия (ныне Минюст республики), первая Государственная публичная библиотека Таджикистана и многие иные.
Историк Гафур Шерматов пишет, что в 1929 году Ваулин, будучи в Москве, познакомился с отцом архитектурного модернизма Ле Корбюзье и проникся его идеями создания "зеленого города - сада".
К слову, с 1928 по 1930 годы французский архитектор трижды приезжал в СССР, построил знаменитый Дом Центросоюза, а его конкурсный проект Дворца Советов в Москве, признанный самым лучшим, не реализован только из-за сменившейся в стране политики в архитектуре.
Ваулин, умело использовав особенности климата Душанбе, спланировал пешеходную зеленую аллею между двумя противоположными транспортными потоками на проспекте Рудаки (Ленина) - излюбленное место прогулок и встреч горожан.
Сегодня эта аллея напоминает зеленый тоннель, встречающий живительной прохладой горожан и гостей. Некогда пыльные улицы покрывались булыжной мостовой, с канавами-арыками, деревьями, кустарниками и цветочными клумбами по краям.
Петр Ваулин задал тон в зеленой архитектуре столицы, который подхватили его последователи. Их стараниями Душанбе, наряду с Ташкентом, постепенно превратился в один из самых удобных и экологичных городов советской Центральной Азии.
Начало массового жилого строительства в столице
© Из личного архива М.Мамадназарова
Ваулин и его ученики внедрили идею застройки комбинированных одно- и двухэтажных домов с просторными квартирами и магазинами на первых этажах прямо по соседству со школами и детскими садами.
Это новаторская для своего времени планировка предлагала горожанам новую среду обитания, соответствующую социальным принципам нового общества в противовес замкнутым бессистемным узким улицам традиционных восточных городов.
Принцип свободной планировки с просторными дворами, правда, в колоссальных масштабах, позже станет основной градостроительной темой 1960-1980 гг.
Что примечательно, сам питерский архитектор до последнего дня остался верен собственному творению - Петр Ваулин прожил в городе всю жизнь и был похоронен в Сталинабаде в 1945 году.
Красота в простоте
Среди ярких зданий раннего советского Душанбе особое внимание стоит обратить на Дом дехканина.
Он представлял собой оригинальную постройку, в которой строгий конструктивный облик был облагорожен романтической аркадой у входа, громадными арочными окнами и просторным балконом.
Здание было предназначено для проведения больших торжественных общественных собраний, кинопоказов и театральных представлений.
Дом Дехканина - 1929 год
© Из личного архива М.Мамадназарова
В 1929 году в нем была провозглашена Республика Таджикистан. Уже только поэтому это историческое место необходимо было сохранить и использовать в качестве главного музея республики.
Увы, в данном случае социализм проиграл беспощадному капитализму - в 2016 году по велению чиновников безжалостный ковш экскаватора снес это, а позже и соседнее здание ЦК КП Таджикистана, чтобы возвести на их месте очередной небоскреб.
Еще одним памятным сооружением в стиле конструктивизма стал Главпочтамп, построенным по проекту другого выдающегося архитектора Сергея Кутина.
Здание имело четкую, лишенную каких-либо декораций структуру. Главный фасад, опиравшийся на столбы, был ограничен с двух сторон башнями-ризалитами, контрастно подчеркивающими глубокую входную нишу.
В советские годы под сенью этого входа молодежь города назначала свидания. Очень эффектно и органично выглядит интерьер операционного зала с плавными закругленными формами и мощными открытыми причудливо пересекающимися конструкциями перекрытий.
Старый Главпочтамт в Душанбе
© Из личного архива М.Мамадназарова
Позже на главном фасаде появилась башня с часами, придававшая зданию некое подобие средневековой ратуши, делая его доминантой главной площади города.
В 1970 годах башню решили убрать и не вполне удачно надстроить еще один этаж с плоской кровлей, окончательно разрушив первоначальный замысел автора.
Позже, в 1950 гг., в продолжение развития площади было возведено здание правительства, установлена 24-метровая стела, посвященная 25-летию Таджикистана, с гербом, скульптурная композиция с памятником Ленину и трибуной для проведения парадов и кинотеатр "Джами".
Площадь приобрела окончательный вид, став композиционным и идеологическим центром города.
В наши дни замечательное здание Главпочтамта снесли и возвели на его месте трехкорпусный 130-метровый небоскреб, прочно вошедший в список самых уродливых построек города по мнению самих душанбинцев.
Еще одни ярким проектом Кутина стал Двухзальный кинотеатр имени Горького (ныне ТВ Сафина), позиционировавшийся в свое время как главное новаторское сооружение страны.
Архитектор организовал внутреннее пространство очень современно и для наших дней, по принципу свободного перетекания одной зоны в другую, с небольшими перепадами уровней помещений.
В здании было просторное фойе, большой (с балконом на втором этаже) и малый залы (для просмотра документальных фильмов), кафе и помещение, где можно было оставлять детей.
Вместо эпилога
Говорят, что сначала мы формируем архитектуру, а затем архитектура формирует нас. Теоретики начала XX века воспринимали ее как "меняющую облик земли, перестраивающую быт".
Архитектурные формы должны быть созвучны революции и связаны с конкретными социальными проблемами и экономическими условиями общества.
Яркие представители советского конструктивизма - братья Веснины, Константин Мельников, Моисей Гинзбург, Эль Лисицкий, Николай Ладовский и другие - создавали свои шедевры во временном диапазоне 1920-1935 гг.
В середине 1930-х годов прошлого века произошла смена политической ситуации в стране. Новаторские течения были признаны буржуазными, а их последователи, архитекторы-авангардисты, попали в опалу.
Пролетарский аскетизм сменил пышный дизайн сталинского неоклассицизма, так называемый большой стиль.
Но значение конструктивизма не угасло, поскольку многие идеи и замыслы послужили истоками для всего последующего развития советской архитектуры в 60-70-х и продолжают оказывать влияние на современное зодчество разных стран.
Смена формаций, религий, стилей, строительных материалов до недавнего времени ощущалась в исторической части Душанбе. К сожалению, из-за сноса многих старых зданий, среди которых есть несомненные шедевры, в архитектурном наследии столицы образовалось много пробелов.
Разорванную ткань города сложно соединить вновь так, чтобы в ней ощущалась единая гармония или разнообразие интересных пространств.
Особенно, если на месте изящных, продуманных строений появляются хаотичные нагромождения, перекрывающие свет и потоки воздуха, глянцево-пластмассовые небоскребы, которые буквально пожирают историческое прошлое города.
Складывается впечатление, что чиновники, посетившие несколько мегаполисов в Аравии и в Азии, казалось бы, стесняются немасштабных строений своей родины и потому стремятся полностью устранить даже упоминание о старом Душанбе.
Но, гонясь за образом шанхайских и дубайских небоскребов, неплохо бы вспомнить об опыте Европы, где бережно хранят свою старину, не прикидывая в уме, сколько дорогих квадратных метров можно освободить, снеся тот или иной миниатюрный замок.
И это не только вопрос уважения собственной истории или ностальгии - европейцы умеют считать деньги и отлично знают, что туристический поток в ухоженном городе с сохранившейся красивой архитектурой лет за 5 окупит постройку любой высотки.
Да и с высотками, если честно, в Душанбе не заладилось. Ведь, чтобы создать плеяду небоскребов, подобную великолепию Сингапура, Шанхая и ОАЭ, нужно иметь бюджеты Сингапура, Шанхая и ОАЭ. А до этого Таджикистану, увы, далеко.
Так что чиновникам, возможно, следовало бы больше задумываться о сохранении немногочисленных красот города. Если уж не из эстетического чувства и уважения к собственной истории, то хотя бы из соображений долгосрочной выгоды.