ДУШАНБЕ, 6 ноя — Sputnik. Как писалась Конституция и кто ее писал, рассказывает корреспондент Sputnik Таджикистан.
Время больших перемен
Первые шаги независимому Таджикистану давались очень тяжело. К сложным экономическим проблемам, которые появились у государства с распадом СССР, добавилась и внутренняя политическая борьба.
На главных площадях Душанбе периодически собирались митинги под руководством новых, пока не совсем понятных для жителей Таджикистана политических организаций. Ведь за более чем семьдесят лет таджикистанцы, впрочем, как и весь советский народ, привыкли к руководящей роли только одной партии — КПСС.
Каждая из партий видела будущее Таджикистана по-своему, коммунисты — социалистическим, демократы — демократическим, а исламисты — исламским.
Современники называли этот период временем "митинговой демократии".
В конце концов, с начала мая 1992 года политические разногласия, не без помощи извне, переросли в гражданское противостояние с плакатами и лозунгами на двух площадях, а потом и в долгую, кровопролитную гражданскую войну.
Попытка №1
Для подготовки нового проекта Конституции Таджикистана были созданы две комиссии: первая в августе 1990 года, вторая в феврале 1992 года.
В апреле 1992 года, для всенародного обсуждения, в печати был опубликован проект документа, подготовленный второй рабочей группой под руководством бывшего генпрокурора республики Нурулло Хувайдуллоева. Однако, к сожалению, сам Хувайдуллоев не дожил до принятия основного закона. 24 августа он был убит сторонниками оппозиции.
Вспыхнувшая гражданская война временно прервала работу над проектом до 1993 года.
Попытка №2
В июне 1993 года Верховный Совет утвердил состав Комиссии по подготовке проекта нового текста Конституции. Председателем комиссии был утвержден Эмомали Рахмонов (на тот момент председатель ВС — ред.).
В состав комиссии вошли еще 65 государственных и политических деятелей, представителей всех регионов страны, политических партий, общественных организаций, национальных общин и т.д.
В ноябре 1993 года вышло Постановление Президиума ВС о создании рабочей группы из 11 человек для разработки проекта Конституции. Рабочую группу возглавил первый зампредседателя Верховного Совета Абдулмаджид Достиев.
Из воспоминаний Достиева:
— Работать приходилось в сложных условиях и в очень жестком режиме. Нужно было решать текущие вопросы, выезжать в районы, беседовать с населением, выслушивать их предложения, отвечать на возникающие вопросы.
Немало хлопот доставляли полевые командиры, на усмирение которых приходилось выезжать несколько раз в течение недели.
Немало хлопот доставляли полевые командиры, на усмирение которых приходилось выезжать несколько раз в течение недели.
В один из таких моментов, во время заседания, не очень посвященный в текущие дела один из членов группы ехидно так сказал: "Товарищ Достиев, или мы продолжим работу, или распустите рабочую группу". Я ответил, что если сейчас не пойти, не уладить конфликт, тогда, наверное, уже никому наша Конституция не будет нужна. Потом он извинился за свои слова.
Парламентское правление или президентское
Времени у рабочей группы было немного. Ее члены отмечали, что им приходилось изучать обширный материал, чтобы постичь идеи правового государства, разделения властей, механизма "сдержек и противовесов".
Рабочая группа отказалась от слепого копирования тех или иных моделей. При разработке основного закона, ее члены стремились учитывать социально-экономические, политические, культурные, правовые, национальные и исторические особенности Таджикистана.
Вот что по этому поводу сказала в интервью "Азия-Плюс" в 2008 году одна из членов рабочей группы Рафика Мусоева:
"Конечно, мы не отказывались и от своего ближайшего прошлого, мы предлагали сохранить и многие социальные гарантии советского Таджикистана — бесплатное образование и здравоохранение, право на труд, отдых, социальное обеспечение в старости и т.д.".
В течение полугода рабочая группа подготовила два варианта проекта Конституции: "президентской республики" и "парламентской республики". Оба были представлены на рассмотрение Конституционной комиссии, где было решено продолжить работу над первым проектом.
Абдулмаджид Достиев в интервью Sputnik так описал те дни:
— Тогда нам нужно было выбрать один из двух вариантов Конституции с определением государственного устройства Таджикистана. Нужно было сделать выбор между парламентской и президентской формами правления.
Вокруг этого вопроса были немалые споры. Были те, кто лоббировал интересы тогдашнего премьер-министра Абдумалика Абдуладжанова и поддерживал идею "парламентской республики". В конце концов, после долгих обсуждений, рабочая группа остановила свой выбор на втором варианте — "президентской республики".
От многоженства до шариатского суда
Абдулмаджид Достиев говорит, что в то время, по итогам обсуждения проекта Конституции, было получено более 7 тысяч предложений.
— Большинство из них были важны и приняты нами, были также и предложения редакционного характера. Однако были экзотические предложения, как, например, разрешить многоженство, — говорит он.
В комиссию обратились 17 мужчин с просьбой разрешить многоженство. Свою просьбу они обосновывали следующим образом: "На войне, по разным подсчетам, погибло уже более 100 тысяч молодых мужчин. И теперь многие женщины останутся без женихов. Нужно обеспечить социальную справедливость…", — вспоминает Достиев.
По его словам, когда это предложение было вынесено на рассмотрение, две женщины — Рафика Мусоева и Тоджиниссо Азизова, которые входили в рабочую группу, были возмущены постановкой такого вопроса. Но рассматривать вопросы и предложения, поступающие от народа, было необходимо.
— После обсуждения этого вопроса с привлечением ученых, улемов, мы пришли к единому мнению — если мужчины хотят иметь по две-три жены, то своих дочерей и сестер отдавать на таких условиях никто не желает. Вот так и решился вопрос о многоженстве, — отметил Достиев.
Но это не единственный случай с "интересными" предложениями, который нам рассказал глава рабочей группы.
По его словам, во время обсуждения проекта основного закона в Комиссии Национального примирения (КНП), от членов Партии Исламского возрождения* поступило предложение строить Конституцию на основе Корана.
По утверждению Достиева, после долгих споров и обсуждений это предложение было отклонено. Однако после этого поступило другое — наказывать не в соответствии с Уголовным кодексом, а по законам шариата.
На вопрос Sputnik: "Как вам удалось решить эту проблему?", Достиев ответил следующим рассказом.
"Однажды несколько членов КНП — представителей правительства и оппозиционеров опоздали с обеда. Я обратился к председателю комиссии Саиду Абдулло Нури с вопросом: "как будем наказывать опоздавших сотрудников?" и тут же добавил: "тем, кто из правительственной комиссии, согласно светским законам, объявим выговор, а тем, кто из оппозиции — по 50 палок в соответствии с шариатом". На этом спор вокруг данного вопроса закончился…".
Вот в таких условиях, жарких спорах, бессонными, а порой и неспокойными ночами, готовился проект Конституции Таджикистана. Шестого ноября 1994 года в стране прошел всенародный референдум, на котором таджикистанцы сделали свой новый выбор — приняли современную Конституцию республики.
*Признана террористической и запрещена в Таджикистане и России