В некоторых регионах России растет интерес к внедрению на своих территориях исламского банкинга (ИБ). Застрельщиком инициативы готов выступить Татарстан.
По словам экспертов, в ближайшие 2 года в стране могут открыться более десятка филиалов, работающих на исламских принципах.
"По моим оценкам, после вступления в силу нового законодательства в ходе эксперимента может быть создано дополнительно порядка 10-15 исламских "окон" традиционными российскими банками", - прогнозирует доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов.
В Таджикистане, по утверждению местных аналитиков, массовой популярности ИБ нет, но есть подобные тенденции по внедрению финансовых инструментов на основе шариатских правил. Неблагодарное дело спорить со специалистами, но все же попробую.
Хотя в разное время о возможности использования исламских финансовых инструментов туманно сообщали несколько банков, самым продвинутым в плане внедрения новых технологий оказался пока только один банк, хорошо знакомый всем таджикистанцам.
Он уже заявил о том, что собирается использовать в повседневной деятельности некоторые принципы ИБ - запрет на оплату своими пластиковыми картами алкоголя и табачной продукции.
Были сообщения даже о запрете оплаты в музыкальных магазинах и кружках, но по слухам Нацбанк оказался сильно недоволен, и кредитная организация уступила требованиям регулятора.
Но несмотря на всю клиенториентированность и стремление первыми внедрять банковские ноу-хау, в работе организации есть неожиданные и довольно неприятные недостатки, бросающие тень на все остальные инновации топ-менеджмента.
Вот и один мой коллега поддался на эти лозунги и решил пополнить ряды его клиентов. Дело в том, что он время от времени сотрудничает с московскими лингвистами, выполняя для них переводы текстов с таджикского языка. Ну и москвичи ему переводы шлют в ответ, только не литературные, а денежные.
Времени данный процесс занимает немного, да и подручных материалов требуется всего ничего: достаточно иметь компьютер или смартфон с доступом в интернет и, собственно, саму пластиковую карточку.
Вот тут перед коллегой стал вопрос века - какому именно из банков Таджикистана доверить получение и хранение своих капиталов?
Естественно, его выбор пал на самый разрекламированный банк, тот, что претендует на статус флагмана финсектора Таджикистана.
Как человек чуточку тщеславный, товарищ заказал себе наиболее престижный продукт - мультивалютную золотую карту VISA. Заплатил и стал ожидать результатов. Процесс не затянулся, буквально через день он стал счастливым членом привилегированного клуба владельцев "золотого" символа респектабельности.
"Представляешь, мне даже ходить за ней (картой) никуда не надо было! Приехал курьер, торжественно вручил, поздравил вежливо, вот такой, понимаешь, сервис", - восторженно делился со мной подробностями коллега.
Увы, эйфория длилась недолго. Первый затык случился, когда наш герой не смог выполнить самую банальную операцию - пополнение счета мобильника.
"Платеж не принят", - ответствовала ему суровая система банка.
Через неделю нервного общения с операторами кол-центра и другими специалистами рангом повыше препятствие устранили, но разочарованный коллега решил отказаться от высокой чести быть клиентом этого банка и перейти в другой.
И тут его ждал сюрприз! Оказывается, правилами кредитной организации переводы средств оказались ограничены.
Представляете? Вы доверили свои финансы определенным людям, пытаетесь их забрать, а вам заявляют: "Нельзя! Мы будем вместе до конца твоей жизни. Или твоих денег, но никак иначе".
Что поделать, товарищ смирился с судьбой и продолжил неравноправное партнерство.
Заинтересовавшись несоответствием декларируемых банком "бонусов" для своих клиентов и реальными итогами, получаемыми в результате сотрудничества, я опросил других обладателей золотой мультивалютной карты. И вот, что они рассказали.
"Где-то в середине прошлого года банк обрадовал меня сообщением о запуске системы кешбэков при оплате мобильной связи. И она действительно работала, исправно возвращая положенные проценты. Правда, по запутанной системе. Деньги приходили не на мобильный кошелек, с которого их можно было сразу использовать, а в отдельный кармашек. Там они хранились в течение месяца. Но не успел использовать - сгорели", - рассказал предприниматель из Вахдата.
По его словам, это не единственный минус в обслуживании - с нового года банк стал по-прежнему снимать проценты за переводы абонентов мобильным компаниям.
"Эти мультивалютные карты такие запутанные! Отдельный счет для каждой валюты, никакой автоматической конвертации, клиент все вынужден выполнять самостоятельно. Причем обмен валюты на необходимую в данный момент производится зачастую по заниженному или завышенному их собственному курсу, указанному на официальном сайте", - делится студентка из Худжанда.
Увы, и служба поддержки, обычно безукоризненно вежливая, оказалась не всегда способна помочь с действительно трудными вопросами.
"В Таджикистане много других банков, вы вольны выбрать любой из них", - ответили менеджеры кредитного учреждения слишком настырному жителю Душанбе, который настойчиво пытался разобраться во всех этих хитросплетениях.
Правда, при этом не упомянули, что свой вклад неудобный клиент может забрать только наличными, а значит, с него напоследок снимут вожделенные проценты.
Небольшой ликбез для таджикских банкиров
Основополагающие принципы исламского банкинга - это совсем не только запрет на покупку водки, сигарет и прочего харама. В первую очередь это максимальная честность между организацией и рядовыми клиентами.
Сюда также входят: партнерство банка и клиента (а заодно - распределение прибыли и убытков), запрет на неопределенность в отношении предмета договора и его условий (гарар), запрет на получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств типа ставок (майсир), запрет на присвоение чужого имущества и продажу долга.
К сожалению, приходится признать, что ни один из банков Таджикистана (возможно, кроме Tawhidbank, и то с оговорками) пока не соответствует этим принципам.
А все декларации о скором переходе на ИБ в настоящее время не более чем банальный маркетинговый ход для привлечения новых клиентов. И до тех пор, пока банки не начнут без хитроумных уловок реализовывать стандартные услуги, ждать реального внедрения полезных финансовых институтов придется еще долго.
Доверие жителей Таджикистана к банковскому сектору изрядно подорвано крахами двух системообразующих гигантов - печально известных "Агроинвестбанка" и "Таджпромбанка", которые из-за крайне неудачной кредитно-денежной стратегии обанкротились и кинули десятки тысяч своих вкладчиков, доведя некоторых из них до суицида.
Отдельной строкой в череде таджикских банков стоит "Амонатбанк", бывший во времена "советского палеолита" обычным Сберегательным. Это непоколебимый столп, обязательства которого имеют государственные гарантии.
Беда в том, что, как и все государственные структуры, эта крайне неповоротлива и не считает необходимым следовать в русле современных веяний.
И их можно понять. Зачем нужны эти лишние и утомительные телодвижения, когда все зарплаты бюджетников, стипендии, пенсии и пособия автоматически стекаются к ним. К чему разрабатывать мобильные приложения.
Все по старинке, на бумажках. Получил зарплату или пенсию - бегом к терминалу, обналичить. Очереди скапливаются? Ну и хорошо, физические нагрузки полезны для здоровья.
Я не хочу сказать, что в финансовом секторе Таджикистана все так печально. Есть банки, которые вполне успешно работают с клиентами, оперативно решают возникающие перед ними проблемы, идут навстречу их пожеланиям.
Например, мой. Вежливые операционистки, отдельный куратор по всем вопросам, прямой доступ к руководству при необходимости.
И как им это удается? Может, потому что в названии банка есть слово "международный"? По крайней мере, уровень вполне соответствует. Вот бы и остальным так же.