Там расположена компрессорная станция "Новозыбков", являющаяся частью нефтепровода "Дружба", который именно в этой точке раздваивается на северную и южную ветки, пишет колумнист РИА Новости.
Последняя уходит на Украину и тянется далее через Чехию, Словакию и Венгрию, щедро одаривая всех желающих черным золотом.
Может показаться, что перед нами рядовое событие: то ли новое проявление криворукости украинских военных, то ли попытка провести очередной теракт в рамках излюбленной киевской тактики повального террора.
Истинные причины знают только непосредственные участники, запустившие в сторону поселка Мамай ракету "Точка-У", мы же осмелимся сделать ряд предположений.
Россия является одним из крупнейших игроков на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. По объемам производства мы занимаем третье, а по объему экспорта — второе место в мире.
Если говорить детальнее, то ежесуточно российские нефтяники добывают порядка десяти-одиннадцати миллионов баррелей черной жидкости, а за рубеж мы продаем порядка 230 миллионов тонн в год.
Минувший год прошел в бесконечных нападках на российский нефтяной сектор, когда Евросоюз натужно пытался выложить слово "вечность" из взлетающих биржевых котировок, вводя новые санкции и ограничения.
На протяжении одиннадцати месяцев западные союзники, как зомби, повторяли заклинание, что эмбарго и потолок цен на российскую нефть обрушат российскую экономику, приведут к гиперинфляции, бедности и, как следствие, заставят наши вооруженные силы покинуть территорию Украины.
В году новом уже пронзительно понятно, что ничего подобного не произошло, а потому европейские лидеры, надеясь на кратковременность массовой памяти, резко сменили риторику и теперь уверяют, что санкции имеют пролонгированный эффект и лет через пять-десять России совершенно точно крышка.
Это крайне слабо соотносится со статистическими итогами ушедшего года, но, как говорится, если правда не стыкуется с политической повесткой Запада, то тем хуже для правды. Мы же вновь обратимся к цифрам и фактам.
Год назад, на момент начала СВО, экспортная сетка России выглядела следующим образом.
Главным покупателем с 2017 года традиционно выступает Китай, который в 2021 году импортировал 70 миллионов тонн нефти, что составило треть всей профильной торговли. А вот дальше плотным строем стояли страны Евросоюза.
В частности, на второй строчке были Нидерланды с показателем 37,4 миллиона баррелей, за которые российские поставщики получили 17,3 миллиарда долларов. На третьей позиции отметилась Германия — немцы купили 19,2 миллиона тонн, за что им пришлось заплатить 9,3 миллиарда.
Четвертой в списке (и третьей из числа европейских стран) была Италия, куда также поступали значительные объемы. Всего же в структуре российского экспорта в Евросоюз уходило 45-47 процентов. Отдельные страны ЕС вроде Болгарии были вообще на сто процентов зависимы от российских поставок.
Еще немного цифр для полноты картины.
В 2020 году экспорт российской нефти составил 238,6 миллиона тонн. Черное золото поставлялось в 39 стран, которые в сумме заплатили отечественным производителям 72,4 миллиарда долларов.
В 2021-м показатель снизился до 230 миллионов тонн, список покупателей усох до 36 стран, правда, кубышка российских нефтяников пополнилась на 110,1 миллиарда долларов. Продали меньше, а заработали почти на треть больше.
А только за первое полугодие 2022-го Россия выручила от продажи нефти 97,7 миллиарда долларов, то есть на счета российских трейдов заходило около полумиллиарда долларов в сутки.
Конечно, в целом все было не столь радужно и победно. Осенью начался парад показательных отказов от закупок российской нефти, первыми отметились страны Евросоюза.
Недруги радостно потирали потные ладошки и обещали, что с этого момента спасти российскую экономику не сможет никто и ничто. После введения потолка цен и запрета на страхование судов, перевозящих российскую нефть, действительно начался период сложностей.
Нефтяники стали сбывать продукцию с дисконтом относительно эталонной Brent, причем размер скидки порой был весьма внушительным, что еще более усилило радостные настроения в западном стане.
Стал заметен дефицит средств доставки, а стоимость фрахта танкеров из стран, не входящих в перечень близких друзей США и, соответственно, не боящихся американских санкций, резко подскочила. Так, стоимость доставки нефти из Усть-Луги и портов Балтики в Азию выросла в семь раз, а черноморское направление подорожало на треть.
Правда, довольно быстро стало понятно, что Россия и ее ключевые торговые партнеры на рынке (Китай, Индия и Турция) быстро сориентировались и обошли яму, которая задумывалась как непреодолимая бездна.
Прошлым летом вся западная пресса пестрела статьями о том, что Москва оперирует почти третью доступного танкерного флота, который в придачу активно использует так называемый иранский метод доставки, когда на судне просто отключается трекинговая система и только капитан и покупатель знают, куда держит свой путь плавучий нефтевоз.
Подобное положение категорически не устраивало Вашингтон, который в броске последней надежды ввел третий пакет санкций, установив так называемую индикативную цену.
Этот механизм подразумевал минимальный размер дисконта, с которым США разрешали покупать российскую нефть. Таким образом, американская администрация пыталась руками сторонних покупателей вынудить Москву отдавать нефть практически бесплатно.
Но и тут не сработало.
Российская нефть порой действительно торговалась даже ниже установленного потолка в 60 долларов за бочку, но это все равно не привело к особым потерям. Ведущая аналитическая компания в сфере энергетики Wood Mackenzie, проведя анализ рыночных данных за 2022 год, констатировала, что экономика России спокойно переживает подобные колебания.
Происходит это даже в том случае, если сама нефть продается всего по 40 долларов за баррель, а дизель и мазут по 100 и 45 долларов соответственно.
Более того, российская торговля нефтью останется рентабельной даже при цене в 20-30 долларов за бочку, а введенные ограничения лишь заставляют российские нефтяные компании все меньше продавать сырую нефть и все больше вкладываться в ее переработку внутри страны.
Вторит им и МВФ. По его оценкам, экономика России в 2023 году, невзирая на все коллективные западные потуги, покажет рост в 0,3 процента, а в 2024 году следует ожидать увеличения до 2,1.
Это не единственный печальный для Запада вывод.
В середине осени 2022-го Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало прогноз, согласно которому добыча нефти в России должна была сократиться сразу на 18 процентов, или на 1,4 миллиона баррелей в сутки.
Многие восприняли это как данность, тем более что 9 декабря Владимир Путин в своей речи заявил, что страна готова резко снизить добычу — как ответ на недружественные действия.
Но радость была недолгой, так как уже днем позже официальные цифры озвучил Александр Новак: добыча нефти сократилась всего на пять процентов и лежит в пределах 500-520 миллионов тонн.
Ну а теперь вернемся к исходной теме нашего разговора и попробуем понять, зачем же Украина демонстративно оставила здоровенную воронку совсем рядом с компрессорной станцией "Новозыбков".
Здесь нужно понимать пару вещей. "Новозыбков" в штатном режиме работы нефтепровода находится в резерве и включается только в периоды пиковых нагрузок, то есть когда прокачка выходит на предельные показатели.
В это же самое время в Европе происходят два параллельных процесса. Импорт российской нефти танкерами упал практически до нуля, при этом авиаперевозки, расправляющие крылья после пандемии, резко взвинтили потребление нефти и нефтепродуктов.
В данный момент суточная потребность только на нужды гражданской авиации выросла на полмиллиона баррелей.
Нужно летать, нужно держать на плаву экономику и реальный сектор, однако новые маршруты поставок только формируются, так что перед отдельными странами встает большой соблазн тихонько наладить поставки по привычному российскому каналу.
Это прекрасно понимают аналитики в Вашингтоне, и потому в бой брошены верные украинские миньоны. Удар по "Новозыбково" — это недвусмысленный сигнал всем умеренным силам внутри Европы: мы все видим, не вздумайте.
А иначе мы уничтожим последнюю магистраль поставок, которая позволяет вам балансировать в период глобальных перемен.
В эту версию идеально ложится происходящее на самой Украине.
Вчера прошли обыски у одиозного олигарха Игоря Коломойского, следствие вменяет ему хищения в результате деятельности компаний "Укрнафта" и "Укртатнафта" в размере одного миллиарда долларов.
Чтобы понять масштаб происходящего, добавим, что Коломойский считается прямым спонсором избирательной кампании действующего президента Зеленского. Он же начиная с 2014 года и Майдана в самих США именуется как главная "стиральная машина", через которую отмывалась американская финансовая помощь.
Также вчера различные украинские источники стали распространять информацию о грядущей тотальной чистке руководства таможенной службы. Как ожидается, в отставку будут отправлены все ключевые управленческие фигуры.
Вряд ли найдется человек, верящий в самостоятельность Владимира Зеленского, а потому можно утверждать, что происходящие глобальные чистки в верхах — это никакая не борьба с коррупцией, а удаление всех местных махинаторов для последующего прямого переподчинения последнего маршрута поставок нефти зарубежным хозяевам.
Кстати, невзирая на истеричные вопли про агрессию и запредельный накал русофобии, Киев ни на день не прекращал транзит российской нефти, исправно обеспечивая поставки в ЕС и получая за это деньги.
Американцы отдают себе отчет, что и украинская таможня, и профильные компании насквозь коррумпированы и с легкостью пойдут на сговор с европейскими покупателями, а это сведет на нет глобальный проект по превращению Европы в рынок сбыта американских энергоресурсов, включая газ и нефть.
Пока что прозвучал предупредительный выстрел, следующий может быть контрольным — в голову Европы. На месте Брюсселя мы бы молились на российскую ПВО.