ДУШАНБЕ, 29 июл — Sputnik, Вадим Павлов. Что такое "российский эталонный сорт нефти" и в каком состоянии инициатива его создания находится сегодня, как Москва добивается "нефтяного суверенитета" и как обстоит ситуация с созданием общего биржевого рынка в Евразийском экономическом союзе?
Об этом в большом интервью Sputnik рассказал президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыбников.
Российский нефтяной эталон — о чем речь?
В прошлом году авторитетные международные информационные агентства со ссылкой на собственные источники в российском правительстве и разработанные им документы сообщали о планах РФ по созданию собственного национального эталона нефти в 2023 году.
Сегодня в мире существует три основных маркерных (эталонных) сорта черного золота: Brent (используется как ценовой ориентир в Европе и, в меньшей степени, в Азии), WTI (в Западном полушарии и Северной Америке) и Dubai (в странах Ближнего Востока, Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона).
По мнению Рыбникова, когда в информационном поле зашел разговор о планах России по созданию собственного национального эталона нефти, речь шла в первую очередь о трех моментах.
"Во-первых, российская нефть — будь то Urals или ВСТО — известна мировому рынку достаточно давно. Более того, еще до прекращения поставок нефти в Европу в прежних объемах многие аналитики считали, что ценообразующим сортом для Европы является именно Urals, а не черное золото, входящее в корзину Brent. В силу величины объемов поставок, важности для европейского нефтяного рынка и многих других факторов", — рассказал в беседе со Sputnik президент СПбМТСБ.
По его словам, можно констатировать, что российские марки нефти и так являются значимыми и "в этом плане, строго говоря, ничего нового сейчас не происходит". За исключением перенаправления нефтяных потоков, ведь российская нефть сейчас в основном едет на Восток, отметил он.
"Во-вторых, эталоном в нефтяном мире считается не просто какой-то сорт, которого много, а сорт, вокруг которого строится ценообразование, — продолжил Рыбников. — И к тому сорту, который может потенциально стать эталоном, рынок предъявляет большой набор требований: этой нефти должно быть много, она должна свободно и без каких-либо ограничений поставляться в разных направлениях, ее ценообразование должно быть рыночным и свободным от какого бы то ни было государственного вмешательства, плюс желательно, чтобы производителей этого сорта нефти было много и кто-то один не мог манипулировать рынком и ценой".
Всеми этими составляющими, отметил президент биржи, обладал и сорт Urals, что потенциально давало ему возможность претендовать на роль основы для ценообразования.
Для этого, по его словам, Россия вела большую работу по выстраиванию собственной системы ценообразования, чтобы выступать на мировом рынке не просто "прайс-тейкером" (забирать с рынка диктуемую цену), а являться "прайс-мейкером" (определять цену самим).
"В-третьих, желательно, чтобы бенчмарк не просто представлял из себя рыночную цену, по которой все торгуют, но и чтобы на основе этой рыночной цены можно было бы облагать нефтяные компании пошлинами и налогами (на добычу полезных ископаемых, на добавленный доход и пр.), которые все вплоть до недавнего времени считались исключительно от иностранных индикаторов. То есть еще раз: все наши российские налоги и пошлины, которые платили и платят российские компании, считались от иностранных индикаторов", — говорит Рыбников.
Уход от иностранных индикаторов
Сейчас, как рассказал президент СПбМТСБ, действующий порядок подразумевает, что участники рынка смотрят цены на российскую нефть на мировом рынке за предыдущие месяцы, после чего на основе этих данных принимаются решения о величине экспортной пошлины на последующий месяц.
"На базе биржи функционирует система регистрации внебиржевых сделок с большой номенклатурой товаров, включая российскую экспортную нефть. Уже много лет мы видим практически все экспортные сделки российских компаний, вплоть до конкретных товарных партий, которые погружены на судно или прокачаны по трубе. Мы видим кто, кому, когда, в какие сроки и на каком базисе отгрузил нефть, условия поставки, сколько в конечном счете было заплачено за российскую нефть и так далее. Мы смотрим на то, сколько денег было получено при отгрузках за предыдущий месяц. И предлагаем именно эти показатели использовать в расчетах пошлины и налогов", — поделился Рыбников.
Сейчас, по его словам, данный фискальный вопрос однозначно выдвинулся на передний план, поскольку после прошлогодних событий, связанных с прекращением экспорта в Европу, сохранять старую систему бенчмарков, от которых считаются экспортные пошлины и налоговые сборы в России, нельзя.
Для решения этой задачи в начале года в Госдуму РФ внесли закон о поправках в Налоговый кодекс, который был очень быстро принят, отметил Рыбников. Так в законодательном акте появились два "столпа", на которых сегодня стоит определение пошлин и налогов на экспорт и на добычу полезных ископаемых. Считается это все от большей из двух величин на сегодня.
Первый базис — это Brent минус обговоренный дисконт, который с 1 июля составляет 25 долларов за баррель. Второй — цена Urals, сложившаяся на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья.
"При этом данных рынков уже фактически не существует, поскольку после 5 декабря российская нефть в указанных направлениях не едет. Иностранное ценовое агентство эту величину определяет расчетным образом. Однако насколько эта цена отражает реальное состояние рынка — очень большой вопрос", — сказал президент СПбМТСБ.
Собственно, отметил он, само ценовое агентство так об этом и говорит: "Мы берем оценку на базе FOB (условие, при котором стоимость фрахта и страховки груза оплачивает покупатель, — ред.), добавляем к этой оценке умозрительный фрахт, потому что фрахта из РФ в Европу нет, добавляем к этой оценке умозрительную страховку и получаем теоретическую стоимость российской нефти на рынке в Роттердаме".
"Понятно, что эта расчетная цена довольно далека от реальности", — подчеркивает Рыбников.
На пути к нефтяному суверенитету
По словам Рыбникова, к настоящему моменту биржа проработала с ключевыми экономическими ведомствами (Минфин, Минэк, Минэнерго и др.) вопрос использования собственных данных для целей определения уровня экспортных пошлин и НДПИ на сырую нефть.
"Предлагается использовать нашу котировку, образующуюся по результатам регистрации на бирже экспортных сделок с российской нефтью за предыдущий месяц, отсеяв нерыночные "выбросы", и внести этот индикатор в Налоговый кодекс в качестве еще одного "столпа". И тогда Минфин будет сравнивать уже все показатели, выявлять, какая величина окажется больше, а уже по ней будет облагать нефтяников экспортными пошлинами и прочими налогами. Данный подход принципиально согласован, все согласны, что это необходимо сделать. Мы ожидаем, что в течение лета все необходимые поправки в законодательство будут внесены", — сказал он.
В развитии данного индекса, по его словам, будут принимать участие все заинтересованные стороны — биржа приняла решение о формировании экспертного совета по этому индикатору, приглашения войти в него разосланы ведущим российским нефтяным компаниям, ключевым органам исполнительной власти и экспертам.
"В ближайшее время мы объявим состав экспертного совета и он соберется на первое заседание", — заявил Рыбников.
Он добавил, что следующим этапом достижения "нефтяного суверенитета" — после появления биржевой котировки в Налоговом кодексе — будет продолжение работы по формированию новой системы ценообразования для российской экспортной нефти на основе физических партий сырья, поставляемых на основных экспортных базисах (Приморск, Новороссийск, Усть-Луга и Козьмино).
"Основа для этой работы уже создана — некоторые нефтяные компании имеют опыт применения электронных торговых процедур. Эту практику нужно развивать. Понятно, что каждая нефтяная компания пытается максимально расторговывать свою нефть самостоятельно, и на текущем этапе — когда сложилась сложная ситуация с фрахтом, расчетами и так далее — кто как смог наладить, тот и молодец", — сказал Рыбников.
Сейчас, по его словам, не нужно пытаться "собрать всех вместе и обязать работать по единым стандартам". Какие-то вещи, считает он, должны прижиться, после чего уже можно будет думать, нужно все это вместе собирать или нет.
"Потенциально, на мой взгляд, нужно, потому что это усилит нашу переговорную позицию по отношению к покупателям, а также цену реализации, поскольку будет более ликвидный и стандартный товар, — поделился мнением президент биржи. — Но к этому нужно прийти постепенно. Необходимо пройти этап индивидуальной работы каждой компании со своей клиентурой на своих условиях поставки по своему договору со своими условиями расчетов".
Весь этот процесс, по его оценке, может занять полгода-год, поскольку все необходимые предпосылки для этого есть.
"Тогда в эталонной тематике появится самый важный аспект — ценообразование на базе основных физических потоков, — отметил он. — Сами потоки не изменятся, определенные сорта нефти продолжат прокачиваться по трубе до определенных точек. Но когда цена на эти потоки будет образовываться здесь, у нас, когда мы будем продавать эту нефть на своих условиях, тогда можно будет говорить, что создали собственный ценовой эталон. И не только для целей налогообложения, но и для целей ценообразования. А это уже гораздо более интересная история".
Но на это, по его словам, уйдет больше времени, чем 6-12 месяцев.
"Потому что, повторюсь, надо пройти ранее упомянутый индивидуальный этап, после — этап, на котором все торгуют по единым правилам, потом, через какое-то время, образуется единая цена, и только следом за этим трейдер, когда его спросят о ценовом эталоне, ответит, что все очевидно, что "это ценовой эталон на вот таких-то базисах и он применяется в качестве составной части формулы цены в контрактах на поставку нефти". Ну а следом можно на базе этого эталона перезапускать рынок фьючерсов на нефть", — рассказал Рыбников.
"Безусловно", — так на вопрос, идет ли сегодня Россия по этому пути, ответил президент СПбМТСБ.
"Думаю, можем идти даже быстрее, — заявил он. — Рынок сейчас очень гибкий, с ним можно работать, потому что люди готовы тестировать разные стратегии продаж и работы со своими клиентами. Экономические условия для них очень интересные, дисконты большие".
Общий рынок ЕАЭС
К 2025 году в Евразийском экономическом союзе должны заработать общие рынки — финансовый, электроэнергетический, газовый, а также нефти и нефтепродуктов.
По замыслу, это позволит обеспечить государствам — участникам ЕАЭС получить свободное движение финансовых услуг, а также свободную поставку электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, что в свою очередь будет способствовать сохранению стабильности энергосистемы на территории союза.
"На каждом из этих рынков прогресс идет в своем темпе, — отметил Рыбников. — На рынке электроэнергии, на мой взгляд, он самый большой. Наверное, он будет первым общим рынком, который реально начнет работать на пространстве ЕАЭС. Тут принят уже ряд важных решений, согласованных правительствами".
Например, отметил он, это решение о едином операторе по торгам "на сутки вперед" (им станет российский администратор торговой системы). "И это правильно, потому что все должно управляться из единого центра", — считает президент СПбМТСБ.
В прошлом году, напомнил он, также было принято решение, что на рынке централизованной торговли срочными контрактами на электроэнергию создадут три площадки, на базе которых будет развиваться эта торговля. СПбМТСБ — одна из них.
"Это решение подтверждено по всей цепочке органов власти ЕАЭС. Мы сейчас с коллегами с других бирж обсуждаем, как нам построить этот рынок технологически, – должна быть единая торговая сессия, чтобы максимально сконцентрировать ликвидность, чтобы все клиенты могли дотягиваться до общего рынка, до общего пула поставщиков и клиентов", — поделился Рыбников.
Помимо этого, отметил он, интересно выглядит обсуждение вопросов торговли газом в рамках Союзного государства России и Беларуси. Достигнутые договоренности можно будет достаточно быстро тиражировать на весь газовый рынок ЕАЭС, который также должен быть построен, считает глава биржи.
"Правильная ли это тема — создание общих энергетических рынков? Да, правильная и нужная. Это в конечном счете должно сыграть на руку потребителям. Потребитель на едином рынке, где много продавцов и покупателей, где все конкурируют между собой, должен получить лучшие условия", — резюмировал Рыбников.