ДУШАНБЕ, 9 окт — Sputnik. В субботу, 7 октября, на территории Израиля начался военный конфликт, который рискует стать самым масштабным и кровопролитным арабо-израильским столкновением за 50 лет, с момента Войны Судного дня, по злой иронии тоже начавшейся в октябре.
Число жертв с обеих сторон всего за два дня уже стало больше, чем все потери Израиля и Палестины за три предыдущих военных конфликта. На момент публикации оно составило более 2 тыс. с обеих сторон.
При этом маховик жестокости продолжает раскручиваться, обстоятельства гибели гражданских выглядят все чудовищнее, а мировое сообщество, забыв об остальных проблемах, пытается не допустить полномасштабной войны на Ближнем Востоке.
И пока боевики ХАМАС и армия Израиля продолжают убивать друг друга, а на экстренном заседании ООН безуспешно пытается урегулировать ситуацию, мы решили оценить, что палестино-израильский конфликт значит для Таджикистана и его соседей по региону.
Что происходит в зоне конфликта сейчас?
Сводки из Израиля и сектора Газа и так не сходят с первых полос газет, поэтому стоит обозначить лишь основные контуры произошедшего.
Боевики палестинского движения ХАМАС атаковали территорию Израиля в субботу, когда в стране большая часть граждан соблюдает шабат - религиозный выходной. А значит, большинство государственных структур и частных учреждений не работало.
После массированного ракетного обстрела бойцы ХАМАС оперативно пересекли границу и, воспользовавшись эффектом неожиданности, атаковали военные и гражданские объекты, захватив множество пленных, а также - к ужасу армии и спецслужб - уничтожив несколько образцов передовой военной техники, включая танк "Меркава", считающийся одним из лучших в мире.
Огромный ущерб был нанесен и репутации израильской разведки, также считавшейся одной из самых компетентных, но проспавшей массовую атаку и незаметное проникновение огромной группы боевиков.
Отойдя от первого шока, власти Израиля приняли ответные жесткие меры. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что страна приступает к "долгой и трудной войне", пообещав жестоко отомстить ХАМАС.
"Граждане Израиля, мы находимся в состоянии войны. И мы победим. Враг заплатит такую цену, какую они никогда раньше не знали", - заявил премьер.
В итоге кабмин принял решение не только о "тотальной ликвидации" палестинских вооруженных формирований, но и о серьезном подрыве инфраструктуры Газы, прекратив поставки электроэнергии, топлива и товаров в анклав.
К середине воскресенья, 8 октября, ЦАХАЛ - армия обороны Израиля - завершила первый этап мобилизации и нанесла около 800 ударов по приграничным территориям, поставив сектор Газа на грань гуманитарной катастрофы. Министр обороны Израиля отдал приказ о "полной осаде" палестинских территорий.
"Там не будет ни электричества, ни продовольствия, ни топлива, все закрыто. Мы боремся с человеческими животными и действуем соответственно", - заявил он.
Боевые действия сопровождались сценами особой жестокости, видео которых благодаря соцсетям мгновенно разлетелись по всему миру.
Здесь и условные палестинцы, издевающиеся над пленными, и голая девушка в пикапе ХАМАС, и некие израильтяне, справляющие нужду на трупы убитых палестинцев. Причем никто не может сказать точно, фейк это или нет, но совершенно ясно одно - такие ролики только повысили градус ненависти и агрессии с обеих сторон.
Как отреагировал мир на войну в секторе Газа?
Что касается реакции мировой общественности, то власти большинства стран были ошеломлены внезапным началом конфликта. Но вскоре лагерь разделился - подавляющее большинство стран Запада, а вместе с ними и Киев, решительно осудили действия ХАМАС и выразили поддержку Израилю.
США, как главный союзник страны, сходу выделил 8 млрд долларов на оборонные цели для Израиля. Чем, кстати, вызвал немалый гнев общественности Украины, недавно оставленной на 45 дней без американских денег.
Большинство мусульманских стран в регионе ожидаемо выразило поддержку Палестине или как минимум возложило ответственность за обострение конфликта на Израиль.
Наиболее радикальную позицию занял Катар, заявив, что "Израиль несет исключительную ответственность за продолжающееся насилие в отношении палестинского народа", и призвав международное сообщество "не допустить использование данных событий в качестве предлога полномасштабной войны против гражданского населения сектора Газа".
Саудовская Аравия была более осторожной в выборе слов, но подчеркнула, что Эр-Рияд "неоднократно предупреждал об опасности взрыва ситуации в результате действий израильских оккупационных сил" и систематических провокаций против мусульманских святынь.
Схожую позицию занял и Оман, отметивший, что эскалация конфликта - это результат "незаконной израильской оккупации палестинских территорий".
Единственными, кто воздержался от осуждения Израиля, оказались Объединенные Арабские Эмираты, имеющие с ним более тесные торгово-экономические связи, чем остальные.
Вполне ожидаемо Иран заявил о своей полной поддержке атаки ХАМАС.
"Сионистский режим находится в предсмертной агонии. Имам Хомейни охарактеризовал захватнический Израиль как "раковую опухоль". Эта злокачественная опухоль, несомненно, будет удалена народом Палестины", - заявил нынешний аятолла Ирана.
Стоять на своем до полного освобождения Иерусалима и Палестины призвал и его советник, генерал Рахим Сафави. При этом Тегеран отрицает свое участие в операции ХАМАС и любые обвинения в подготовке к операции боевиков или поставке им вооружений.
На двух стульях попыталась усидеть Турция, впрочем, не очень удачно. С одной стороны, МИД республики заявил, что власти готовы к переговорам с обеими сторонами и "внести максимальный вклад, чтобы гарантировать, что эти события можно будет взять под контроль, прежде чем они перерастут в дальнейшую эскалацию и распространятся на более широкую территорию".
С другой стороны, уже который день по главным каналам Турции крутят фильм о том, как Израиль годами притеснял Газу, а в Стамбуле прошел многотысячный митинг в поддержку Палестины.
Нейтральную миротворческую позицию попытался занять и Египет, даже вступив в неудачные переговоры с ХАМАС о возвращении заложников. Ситуацию испортило то, что в день нападения полицейский в Александрии расстрелял автобус, заполненный израильскими туристами.
Другие крупные международные игроки - Россия и Китай - выразили обеспокоенность эскалацией конфликта и призвали стороны к прекращению огня. При этом в МИД РФ подчеркнули, что проблему не получится решить только с помощью силы, а Палестина имеет право на существование согласно решению Совбеза ООН, несмотря на радикальную позицию Израиля.
В свою очередь, Пекин также выразил обеспокоенность обоюдным насилием в регионе и отметил, что "основной выход из конфликта заключается в реализации решения о создании двух государств и создании независимого государства Палестина".
Реакция и перспективы стран Центральной Азии
Власти стран Центральной Азии отреагировали на насилие в Израиле и Газе с большим опозданием, но максимально взвешенно. Что примечательно, все пять стран региона не сговариваясь оказались абсолютно единодушны в своей позиции, чуть ли не до повторения формулировок официальных заявлений. Убедимся сами.
"МИД Таджикистана, решительно осуждая акты насилия, призывает стороны незамедлительно положить конец насилию и начать диалог для нормализации ситуации. Резкая эскалация напряженности на Ближнем Востоке, приведшая к значительным жертвам среди мирного населения и разрушениям жилья и объектов социальной инфраструктуры, воспринята в Таджикистане с большой тревогой", - заявил официальный Душанбе.
"МИД Узбекистана выражает серьезную обеспокоенность эскалацией обстановки в зоне палестино-израильского конфликта, приведшей к многочисленным человеческим жертвам среди мирного населения и значительно осложнившей обстановку на всем Ближнем Востоке. Призываем противоборствующие стороны принять все меры для скорейшего прекращения вооруженного противостояния и урегулирования кризиса политико-дипломатическими средствами", - подчеркивают в Ташкенте.
"Призываем стороны к прекращению боевых действий и скорейшему началу политико-дипломатического диалога в целях достижения мира, защиты гражданского населения и стабилизации ситуации на Ближнем Востоке", - сообщает Бишкек.
"Призываем стороны к поиску политических инструментов для разрешения ситуации мирным путем и не прибегать к действиям, которые могут привести к дальнейшей эскалации обстановки не только между двумя государствами, но и на Ближнем Востоке в целом", - заявляют в Астане.
Что касается конкретно Таджикистана, то для него нынешний конфликт таит в себе и проблемы, и, как ни странно, очевидные возможности.
Что касается проблем - то это в первую очередь рост мировых цен на нефтепродукты, который самым негативным образом дополнит уже наблюдаемый в течение двух месяцев стремительный рост стоимости газа, бензина и дизельного топлива.
Другая неприятность - это вероятная временная приостановка реализации важных проектов Таджикистана в ООН и других международных платформах. Например, в области сохранения водных ресурсов и ледников, тщательно лоббируемая правительством республики.
Причина тут простая - когда усилия мировых лидеров и крупнейших организаций будут направлены на недопущение геноцида и полномасштабной войны, гуманитарные, экологические и культурные инициативы, пусть даже очень значимые, будут реализовываться по остаточному принципу.
Куда любопытнее взглянуть на возможные перспективы на мировой арене стран ЦА и Таджикистана в частности.
На фоне того, что практически все страны Европы, а также Ближнего Востока, не говоря о США и России, так или иначе втянуты в разного рода военные конфликты косвенно или напрямую, позиция государств Центральной Азии, десятилетиями придерживавшихся нейтралитета и старательно избегавших крупных внешних конфликтов, может оказаться необычайно привлекательной в глазах мирового сообщества.
Русская поговорка "Плохой мир лучше хорошей войны" из простой фразы может буквально стать имиджевым брендом любого государства в регионе. Таджикистана это касается вдвойне - достаточно взглянуть на страну глазами стороннего обывателя, скажем, из Европы или США.
Республика находится на границе с Афганистаном и в близости Пакистана - то есть прямо в двух шагах от очага исламского радикализма и мирового наркотрафика.
Но при этом умудряется не ввязываться в геополитические конфликты, не допускать к себе влияния экстремистов "Талибана"* и оставаться миролюбивым светским государством с сильными, но не радикальными мусульманскими традициями.
Более того, быстро решать дипломатическим путем возникающие и потенциально опасные конфликты с соседями - как это показывает опыт переговоров Душанбе и Бишкека после первых столкновений на границе.
Фактически Таджикистан мог бы предложить себя на роль идеального посредника для переговоров Израиля и Палестины - если бы была на то воля властей. Мусульманская страна, нетерпящая проявлений экстремизма и имеющая хорошие отношения абсолютно со всеми государствами, так или иначе вовлеченными в нынешний конфликт даже косвенно.
При этом сама имеющая сложный, но позитивный опыт урегулирования как внутренних конфликтов - после гражданской войны, так и противоречий с соседями.
Жаль, что пока обе стороны нынешнего столкновения не проявляют никакого желания идти на переговоры.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.