ДУШАНБЕ, 7 июл — Sputnik. Встреча глав ШОС в столице Казахстана - Астане, стала первой после 2020 года.
Об этом рассказал Sputnik Таджикистан эксперт республики, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения Национального университета Таджикистана Абдулгани Мухаммадазимов.
По его словам, Шанхайская организация сотрудничества расправляет плечи после пандемии COVID-19.
"В прошлом году в этот день, 4 июля, Иран стал девятым членом этой организации, а Беларусь присоединилась на последнем заседании. Так, после пандемии, ШОС пытается укрепить позиции и расширяться дальше", - отметил он.
С другой стороны, в ШОС принят доминирующий режим деятельности, одним из признаков которого является принятие решений и достижение договоренностей посредством консенсуса, указал специалист.
"Согласие всех 10 государств-членов, независимо от того, малые они или большие, является главным условием принятия решений и заключения соглашений. Если маленькая страна не примет решение, то и страны-сверхдержавы не примут этого", - пояснил Абдулгани Мухаммадазимов.
Безусловно, расширение географии ШОС увеличивает ее возможности, а сейчас еще 2 страны ждут очереди вступления в организацию, это Монголия и Афганистан.
"У Монголии есть все шансы для членства, но новое правительство Афганистана во главе с талибами* должно выполнить условия, поставленные организацией. Такие как, например, создание инклюзивного правительства, и подготовка к членству, но пока никакого прогресса в этом плане нет", - указал эксперт.
Он добавил, что хотя Казахстан исключил Талибан* из списка террористических организаций, не было единого мнения других стран на этот счет. В связи с чем их не пригласили в Астану.
Специальная военная операция на Украине, одной из сторон которой является Россия- крупный член ШОС, создала проблему безопасности не только для РФ, но и для организации, особенно ее экономических отношений с Европейским Союзом.
"СВО - это столкновение цивилизаций, и основное бремя несет Россия, а ряд стран ШОС не сделали ничего для поддержки России, кроме дипломатической и максимальной экономической помощи или скрытой поддержки. И сила объединения заключается в том, что при такой слабой поддержке один из ее членов сейчас твердо стоит на поле боя", - констатировал специалист.
Благодаря вступлению Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества, теперь она граничит с НАТО, и некоторые полагают, что существует вероятность острой конфронтации между двумя союзами стран.
Абдугани Мухаммедазимов считает конфликт между ШОС и НАТО маловероятным, но говорит, что вероятность войны между НАТО и ОДКБ, которое на западе считается военным альянсом, высока.
"В ШОС есть такие члены, как Китай и Индия, которые ведут торговлю на миллиарды долларов с Европейским Союзом и Соединенными Штатами, и, как мы уже говорили, решения в ШОС принимаются консенсусом – общим согласием и эти две страны и даже Пакистан и некоторые страны Центральной Азии могут не согласится с таким решением", - подчеркнул эксперт.
Интересное явление, которое можно наблюдать в работе ШОС, связано с датой создания и принятия новых членов организации, которая приходится на 4 июля – день независимости США. В прошлом году членом ШОС стала Иран, а в этом году Беларусь.
По мнению Мухаммадазимова, это не случайность, а обдуманный и рассчитанный, хотя и не военный подход, а лишь геостратегическая реакция ШОС, прежде всего Китая и Ирана, в отношении США.
"После 15 сентября 2021 года, дня вывода американских и натовских войск из Афганистана, ровно через месяц, США и их союзники создали военный союз под названием AUKUS, целью которого является противодействие Китаю. Этот альянс вызвал гнев Китая, и его создание выпало на 16 сентября, когда в Душанбе проходил саммит ШОС, и это было посланием для Пекина", - рассказал он.
Заведующий кафедрой зарубежного регионоведения Национального университета Таджикистана отметил, что последнее заседание ШОС в Астане было очень успешным для Таджикистана и его дипломатии, прежде всего потому, что позиция Душанбе по вопросу Афганистана занимает видное место в работе организации.
"Создание всеобъемлющего правительства в Афганистане, идею которую Таджикистан выдвигал одним из первых, до сих пор считается главным и важным условием официального признания талибов*, и это то, что нынешнее правительство в Кабуле не любит. Но Душанбе всегда посылает сигнал о том, что он не закроет свои ворота в Кабул и сохранит торговые и гуманитарные отношения", - отметил Абдугани Мухаммадазимов.
Специалист добавил, что создание Антинаркотического центра ШОС в Душанбе является еще одним достижением не только Таджикистана, но и самой ШОС, поскольку оно совместимо с международной политикой, в том числе политикой ООН.
Напомним, что инициатива создания Центра по борьбе с наркотиками в рамках ШОС принадлежит Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону и была представлена в 2019 году на одной из международных конференций в Душанбе.
Так, по сравнению с другими странами Центральной Азии, Таджикистан имеет самую длинную общую границу с Афганистаном протяженностью 1344 километра, на которую, по данным ООН, приходится до 80% мировых поставок наркотиков.
AUKUS — оборонительный союз трех англосаксонских стран, так называемое "антикитайское НАТО", в которое входят Австралия, Великобритания и США, и целью этого союза является противодействие влиянию Китая в спорном Южно-Китайском море.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.