ДУШАНБЕ, 22 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. Жители северных районов Таджикистана охотней пользуются услугами кыргызстанских, а не национальных провайдеров интернета и телефонии.
Причина — куда более выгодная цена и лучшее качество связи, чем то, что предлагают таджикские компании.
В соседней республике об этом хорошо известно, и местные операторы связи не стесняются завоевывать новые приграничные рынки у соседа. Достаточно сказать, что первое СМС-уведомление, которое по прилету в Согдийскую область получают иностранные пассажиры, звучит так: "Добро пожаловать! Вас приветствует Beeline Кыргызстан!"
"Для волн границ не существует, поэтому в приграничных областях связь дешевле, и люди охотно берут сим-карты кыргызстанских провайдеров. А они выигрывают за счет того, что являются транзитом для нас — покупают трафик через Казахстан и Россию и продают дороже", — пояснил директор Общественного фонда "Интернет" Рустам Косимов.
По его словам, таджикский рынок не такой уж большой, так как хорошие покрытие связи обеспечивается на расстоянии не более 10-15 километров от границы.
Хотя реализация сим-карт зарубежных компаний, незарегистрированных в республике, в Таджикистане запрещена, никаких разрешений, по сути, и не требуется. Достаточно того, что оператор устанавливает вышки в максимальной близости от границы. А дальше всю работу берут на себя дилеры: оформляют на себя сразу несколько "симок" и начинают бойкую торговлю по обе стороны границы.
Как считает Асомиддин Атоев, эксперт фонда "Гражданская инициатива интернет-политики Кыргызстана", в такой информационно-коммуникационной экспансии нет ничего плохого.
"В целом я сторонник таких инициатив, так как цифровые коммуникационные технологии расширяют границы, помогают укреплять соседние рынки и повышают экономический взаимообмен", — подчеркивает Атоев.
Правда, насчет обмена все не так просто. По мнению эксперта, сам Таджикистан с каждым годом все больше и больше теряет свое конкурентное преимущество в этой сфере.
Дело в чрезмерном государственном контроле. В 2010 году в республике, занимающей на тот момент лидирующие позиции в сфере развития интернета и телекоммуникаций, ввели 3-процентный налог на услуги связи, а через четыре года увеличили его до 5%.
А в 2011 году от регулятора — Службы связи при правительстве Таджикистана, пришло распоряжение: демонтировать базовые станции связи на границе с Афганистаном.
"Это была удачная возможность для таджикских компаний по продвижению своих услуг на афганской стороне. Даже губернаторы тамошних провинций благодарили правительство за доступность интернета в регионе. Но после того как мы убрали вышки, мы сами закрыли для себя рынок", — сетует Асомиддин Атоев.
И с тех пор давление на рынок лишь усиливается, граждане выбирают для связи операторов близлежащих стран СНГ, где связь обходится дешевле даже с учетом роуминга, а операторы нередко вынуждены работать чуть ли не себе в убыток.
Так, в ноябре 2017-го Служба связи обязала мобильных операторов отключить в Таджикистане NGN-cети (Next Generation Network). Это весьма чувствительно ударило по потребителям, особенно по трудовым мигрантам, для которых NGN был самым дешевым способом связаться с родными.
А в прошлом месяце "Точиктелеком", фактический монополист на рынке связи, сообщил, что будет единолично продавать интернет-трафик всем таджикским провайдерам, запретив им самостоятельно покупать интернет в соседних странах.
А поскольку в отсутствии конкуренции снижения стоимости или улучшения качества связи ждать не стоит, граждане так и продолжат искать более выгодные условия подключения. Даже если за "симкой" придется ехать заграницу.