03:18 17 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD9.44
  • EUR10.59
  • RUB0.15
Разговор по телефону, архивное фото

Оператор недоступен: как вернуть деньги и мегабайты после "мобильной реформы"

© Pixabay
Аналитика
Получить короткую ссылку
1046 0 0

После возвращения к прежним тарифам на мобильный интернет в Таджикистане абоненты гадают, как вернуть деньги за оплаченные мегабайты

ДУШАНБЕ, 26 апр — Sputnik. Рост цен на "телефонный" интернет и столь же резкое их снижение взбудоражило рынок услуг мобильной связи. Растерялись даже самые предприимчивые абоненты: ведь теперь приходится возвращать операторам приобретенные впрок гигабайты.

Четвертого марта был подписан приказ Антимонопольной службы Таджикистана "О тарифах на электрическую связь", согласно которому стоимость мобильного интернета увеличивалась в 1,5 раза.

Таким образом, если один гигабайт стоил примерно 30-35 сомони (3,7 доллара), то после распоряжения его цена возросла до 51 сомони, а с учетом НДС и акциза, и вовсе до 63 сомони (6,7 доллара). В случае использования интернет-трафика для общения, расход составлял около 2,5 гигабайта в месяц стоимостью 150 сомони (16 -17 долларов).

Абоненты мобильных операторов разделились на два лагеря: одни попытались примкнуть к рядам пользователей иностранных сотовиков, а другие - сэкономить, приобретя новые пакеты услуг с трафиком на год вперед.

Решает рынок

Решение властей Таджикистана вызвало закономерный шквал негодования, как в социальных сетях, так и со стороны общественных организаций. Получалось, за право иметь доступ к глобальной сети более-менее регулярно необходимо выложить до 15% ежемесячного дохода.

Таджикистанцев спасли находчивость и предприимчивость, а также современные технологии. Граждане начали закупать симки в Кыргызстане, Узбекистане и даже России, потому что дешевле пользоваться роумингом, чем услугами таджикских операторов связи.

"Из-за того, что в Таджикистане подняли цены на мобильный интернет, пользователи начали искать способы избежать расходов. Самый очевидный вариант - это использование сим-карт операторов из других стран, например Кыргызстана. Цены там на порядок ниже. Особенно хорошо сим-карты принимают у тех, кто живет в приграничной зоне", - отмечал в эфире Sputnik Таджикистан ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Данная ситуация наглядно продемонстрировала буквально "безграничные" возможности современных технологий и напомнила о правилах рынка.

Вне зоны, перезвоните позже

К счастью многих, продлилось нововведение недолго. Власти преподнесли гражданам еще один сюрприз: решение Антимонопольной службы было отменено президентом Таджикистана. Как подчеркнули в пресс-службе Эмомали Рахмона, "глава государства узнал о массовом недовольстве граждан страны этим решением, поэтому отметил его".

Правда, за короткий период существования новых тарифов предприимчивые граждане успели приобрести годовые пакеты услуг, оперативно сформированные компаниями мобильной связи. Линейка состояла из пакетов, включающих 12 Гб, 24 Гб, 60 Гб, 120 Гб и 200 Гб трафика. Отреагировали и на кредитном рынке. Микрокредитная организация "Алиф Сармоя" и сотовые  операторы  ("МегаФон Таджикистан", Tcell, Babilon-Mobile) предлагали приобрести годовые интернет-пакеты в рассрочку от 6 до 12 месяцев без предоплаты и комиссии.

Сэкономить не удалось, и теперь просчитавшиеся абоненты требуют возврата средств или перерасчета. По сообщениям некоторых СМИ, компании мобильной связи готовы пойти навстречу пользователям и решить вопрос с переплатой.

Однако соответствующий комментарий удалось получить только от Babilon-Mobile в формате онлайн-консультации.

"Если был подключен "МобиПакет NEW", и мегабайты не израсходованы, абонент должен связаться с колл-центром, аннулировать услугу и вернуть деньги на счет. Если мегабайты израсходованы, пакет аннулированию не подлежит", -  отметил оператор компании в онлайн-чате.

Он подчеркнул, что только аннуляции подлежит только вышеуказанный новый пакет. Вместе с тем неизрасходованный трафик можно перевести на другой номер, то есть подарить, в этом случае деньги не возвращаются, добавил оператор.

При этом дозвониться в компанию не удалось: колл-центр перегружен большим количеством звонков от вконец запутавшихся абонентов. Вероятно, похожая ситуация с перегрузом линий в настоящий момент наблюдается и у других операторов.

Неучтенные мегабайты

Решение поднять стоимость мобильного интернета в Таджикистане власти объяснили необходимостью увеличения доходов бюджета страны. Налоговые отчисления сотовиков упали, хотя их доходы выросли. Почему?

Из ответа Антимонопольной службы на обращение общественных организаций следует: рост числа пользователей Viber, Instagram, IMO, Facebook, Twitter и других сервисов стал причиной уменьшения объемов оказанных услуг голосовой сотовой связи, в том числе, международных звонков мобильных операторов, которые проходят через Единый коммутационный центр (ЕКЦ).

Объем интернет-трафика не учитывается при оценках доходов и расходов мобильных операторов, и не оказывает влияние на размер налоговых выплат. Мегабайтов больше, доходы выше, а отчисления в бюджет остаются на прежнем уровне.

В январе текущего года Налоговый комитет Таджикистана предложил взимать плату за предоставление дополнительных услуг связи, а именно при использовании голосового трафика мессенджеров.

В ответ мобильные операторы указали: учесть голосовую связь через мессенджеры поминутно невозможно. Кроме того, разработчики сервисов не являются резидентами Таджикистана. Как видно, решение было найдено, но эффективным его не назовешь.

Ситуация с тарифами на мобильный интернет показала, что не самая удачная попытка пополнить бюджет за счет пользователей провалилась. Однако некоторые эксперты не сомневаются: это удачный ход. Даже за короткий период существования "сверхтарифов" можно было получить немаленькую сумму от продажи полугодовых и годовых пакетов трафика.

Теги:
тарифы, связь, Таджикистан, интернат



Главные темы

Орбита Sputnik