21:00 18 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD9.69
  • EUR10.70
  • RUB0.15
Гроздь винограда на солнце

"Правило трех П": как фруктам из Таджикистана покорить европейские прилавки

CC0 / Bru-nO / Pixabay
Аналитика
Получить короткую ссылку
74320

Таджикские производители фруктов очень хотят выйти на европейский рынок. Но из-за технических сложностей и специфики рынка закрепиться на Западе удается лишь единицам

ДУШАНБЕ, 25 июл — Sputnik, Сергей Кузнецов. Министр сельского хозяйства Таджикистана Изатулло Саттори на недавней пресс-конференции по итогам работы ведомства за первое полугодие заявил, что за отчетный период дехканские хозяйства достигли больших успехов в производстве сельхозпродукции.

Конкретных цифр, кроме низкой цены на лук, он не назвал, однако отметил, что из года в год число желающих заняться сельским хозяйством только растет.

Вместе с тем ситуация в сельском хозяйстве сегодня – вещь неоднозначная. Дехканские хозяйства и связанные с ними предприятия по обработке фруктов увеличили объем производства, но это количество все еще не перешло в качество.

Несмотря на успехи отдельных поставщиков на внешних рынках, в целом большинству дехкан не удается наладить стабильный экспорт фруктов и овощей, хотя по вкусу и сочности дары земли таджикской могут составить конкуренцию любому производителю.

Sputnik решил разобраться в ситуации вокруг экспорта фруктов из Таджикистана и узнать у производителей о достижениях и нерешенных проблемах аграрного сектора.

Таджикистан на волне успеха

Если верить словам таджикских бизнесменов, то некоторым фирмам действительно удалось расширить экспорт и даже закрепиться на весьма избирательном российском рынке.

Так, по словам генерального директора Abricot and Company Пулота Ашурова, в 2017 году местные производители подписали соглашения на поставку таджикских абрикосов с двумя крупными сетевыми магазинами в России. В том же году Abricot & Co отправила больше 330 тонн свежих фруктов на прилавки ритейлера "Магнит".

В Согдийской области начали орошать неиспользуемые уже 60 лет земли

По словам Ашурова, в 2019-м в продовольственный цент "Фуд Сити" было отправлено уже 500 тонн фруктов - абрикосов, персиков и черешни.

Увеличение экспорта дает стимул к качественному расширению производства. Скажем, в 2018-м в Аштском районе Согда установили новые промышленные холодильники, а также оборудование по обработке и упаковке свежих фруктов.

"Мы перерабатываем абрикосы по новейшим технологиям, используем холодильные камеры европейского производства, способные определить объем и размер каждой абрикосины. Скорость обработки и упаковки – 800-900 граммов в секунду. Благодаря таким технологиям наши экспортные фрукты принимают на российском и на европейском рынках", - отмечает Пулот Ашуров.

Более перспективным экспортным направлением среди местных производителей считается Китай, в приграничных провинциях которого весьма ценят сочные таджикские фрукты.

Долгий путь на Запад

Что касается Европы, то часть товара действительно добирается туда, и спрос на сладкие фрукты из Центральной Азии среди европейцев, любителей всего природного и натурального, стабильно высок.

"Перспективы есть, европейский рынок является очень емким, и спрос на сезонные фрукты всегда высокий. У соседнего Узбекистана практически ежегодно растут поставки изюма на внешние рынки. Такая же тенденция может быть и у нас", - считает эксперт в сфере торговли, директор проекта глобального развития DAI Парвиз Камолиддинов.

Но вместе с тем конкуренция на европейском рынке очень высока, а доставка туда скоропортящегося груза весьма затратна, потому дело ограничивается небольшими партиями. Здесь обнаруживаются самые большие проблемы – логистика и сертификация, – которые необходимо решить аграрному бизнесу Таджикистана.

Парвиз Камолиддинов рассказал о предложении казахских транспортных компаний, готовых напрямую вести таджикскую черешню в Гонконг, где розничная цена за килограмм ягод достигает 30 долларов - это в тридцать раз дороже, чем в самом Таджикистане. Проблема в том, что фрукты не всегда успевают доехать даже до аэропорта. Похожая ситуация и с европейским рынком.

Зерна сажать, кредиты снижать: что получит Таджикистан от СНГ в 2019 году

"Порой дорога в 650 километров занимает 4 дня. Это требует очень больших усилий. С одной стороны, когда мы впервые отправляли продукты в Европу, были очень рады. С другой - были немного разочарованы, видя, сколько это занимает. Если не соблюдать температурный режим в грузовике, то это гигантские убытки для скоропортящихся фруктов. Оказалось, больше проблем не вне страны, а внутри. И мы должны над ними работать", - пояснил Sputnik Парвиз Камолиддинов.

Фрукты в Душанбе, архивное фото
© Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook.

Эксперт отмечает, что среди производителей потребность в холодильных центрах и развитой логистики очень большая, если речь идет о скоропорте, особенно когда жара достигает +40.

В Таджикистане появляются новые маршруты и холодильные камеры, но в основном при поддержке правительства и донорских организаций, чем самих предпринимателей,  - однако удовлетворить запросы всей отрасли они пока не способны.

Предъявите документ

Проблема скорой доставки напрямую увязана с проблемами сертификации, к чему в Европе особо бдительны.

"Европейский рынок более требовательный, соответственно, многим предприятиям необходимо внедрять сертификат Global Gap (стандарт для обеспечения безопасности выращенной сельхозпродукции - ред.). Это практически главное требование для поставщиков, чтобы можно было проследить всю историю товара от бахчи до прилавка", - отмечает Камолиддинов.

Хотя эксперт отмечает, что местные производители быстро усваивают правила игры, по его словам, Таджикистан занимает лидирующие позиции в Центральной Азии по количеству сертифицированных поставщиков.

Сухофрукты и орехи из Таджикистана: как делается "сушеный" бизнес

Последняя сложность в реализации таджикской сельхозпродукции – ее товарный вид. Эта проблема актуальна в равной степени и для европейского, и для российского, и для китайского рынка.

На торговой выставке "Сугд-2019" в Худжанде представитель Ассоциации производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции Ризоев Хайрулло отметил, что рядовым производителям и простым дехканам не всегда удается обеспечить сбор качественных плодов и их сохранность.

"Нужны консультации для дехкан, нужна помощь производителям продукции, чтобы они правильно сушили и сохраняли урожай. А то сейчас у нас бывает половина сырья некачественная", - посетовал Ризоев Хайрулло.

Об этом же, правда по вопросу поставок винограда в РФ, говорили и представители российского ритейл-бизнеса на майской конференции по межрегиональному сотрудничеству Таджикистана и России.

Как рассказывал Sputnik один из бизнесменов, чтобы добиться успеха за рубежом, его аграрная компания руководствовалась правилом трех П: перевозки, подтверждение, презентативность.

Говоря конкретно, любому предприятию для успешного экспорта предстоит решить три основных задачи: осуществить быструю доставку грузов от хозяйства до прилавка; обеспечить выращивание и сбор фруктов согласно требованиям западных покупателей; поставлять товар в таком виде, чтобы у покупателя, глядя на сухофрукты или фрукты, рука сама тянулась за кошельком.

С логистикой и сертификацией дехканским хозяйствам должно помогать государство и сами ритейлеры, устанавливающие правила игры. Со стороны закупщиков в крупных торговых сетях это так и происходит.

К примеру, российская X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток") высылает всем заинтересованным поставщикам четкий и понятный список критериев - от сбора до упаковки, - которым должна соответствовать продукция, поставляемая на полки магазинов. Кроме того, X5 готова оказывать сельхозпроизводителям необходимые консультации и помощь с получением сертификатов.

А вот со всем остальным аграриям должно помогать правительство: прокладывать наиболее выгодные маршруты, частично субсидировать затраты на закупку семян, зерна, ГСМ и техники, предоставлять сельхозпроизводителям дешевые кредиты и снижать для них налоги. 

Аграрный вопрос в Таджикистане: почему земли не хватит на всех

Что касается товарного вида фруктов - то это целиком и полностью ответственность самих производителей. Увы, тут закупщики с сожалением отмечают: многим таджикским аграрным предприятиям в борьбе за клиента очень не хватает простого понимания факта, что спрос на товар напрямую зависит от его внешнего вида и грамотной рекламы.

Россия по-прежнему всех ближе

И пока европейский рынок остается для поставщиков вершиной, которую еще предстоит покорить (эксперты считают, что на это уйдет где-то 5 лет), основными торговыми партнерами Таджикистана остаются Россия и Казахстан.

Товарооборот сельскохозяйственной продукции и продовольствия между РФ и Таджикистаном в первом квартале 2019-го по сравнению с аналогичным периодом 2018-го увеличился на 34,8% и составил 43 миллиона долларов. Рост во многом стал результатам льгот и преференций, предоставленных российской стороной - таких, например, как 50-процентная скидка на железнодорожные перевозки овощей и фруктов.

Эксперт: самое сложное для Таджикистана в экспорте - вопрос логистики

Лидерам по поставкам остается Согдийская область - на 1 июня поставщики из Согда экспортировали за рубеж более 2 200 тонн свежих фруктов. Это на 600 тонн больше, чем за аналогичный прошлогодний период.

Свежие абрикосы составляют 2 114 тонн, остальные 86 — черешня и слива.

Помимо абрикосов и черешни, фермеры республики также успешно экспортируют вишню, яблоки, чернослив, бахчевые, цитрусовые, виноград.

В целом же по республике, по прогнозам специалистов отрасли, размеры экспорта свежих фруктов будут значительно выше прошлогодних. Показатели будут улучшены за счет лучшей урожайности, упрощенного оформления таможенных документов и мер по недопущению контрабанды.

Теги:
торговля, Европа, Таджикистан, сельское хозяйство, фрукты



Главные темы

Орбита Sputnik