Шпион - выйди вон: как Британия проиграла России в борьбе за Памир

© Public domainБой на Кушке (рисунок из статьи "Кушка" "Военная энциклопедия Сытина")
Бой на Кушке (рисунок из статьи Кушка Военная энциклопедия Сытина) - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Борьба за горы Таджикистана и Афганистана, так называемый Памирский кризис между Британией и Россией, 130 лет назад едва не привела к войне двух держав, но вместо этого завершилась появлением современных границ Центральной Азии
ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik. К 1870-м годам условные границы Центральной Азии более-менее стали походить на современные, а Россия и Великобритания, каждая из которых имела свои интересы в регионе, достигли в соперничестве шаткого компромисса.
Согласно Петербургскому соглашению 1873 года, сферу интересов двух держав разделяли по Аму-Дарье и ее притоку Пянджу. Де-юре суверенному Афганистану отходила большая часть территорий Бадахшана и Вахана, ставшая буферной зоной между Туркестаном и Британской Индией.
Но большинство земель Памира (от озера Зоркуль до китайской Кашгарии) оставались фактически "ничейными". Реальных размеров горной местности ни британцы, ни русские не знали, так как изучение и картографирование здесь было не завершено.

Посольство "белого царя" в Центральной Азии

С начала 1880-х сюда устремилось множество научно-разведывательных экспедиций, где исследовательское любопытство участников отлично сочеталось с интересами генерального штаба. Руководили такими походами, как правило, люди в армейском мундире.
Генеральская военная форма - Sputnik Таджикистан
Генеральская канитель: кто и как шьет форму высшим чинам армии Таджикистана
Одним из ярчайших представителей такого рода военных-землепроходцев был генерал-лейтенант Бронислав Громбчевский - востоковед, географ, путешественник, герой одновременно и России, и Польши.
С середины 1870-х он нес службу в Туркестанском крае, со временем дослужившись до старшего чиновника особых поручений при военном губернаторе Ферганской области.
Куда больше карьерного успеха впечатляют научные достижения Громбчевского.
Осенью 1885-го он посетил пограничные районы Тянь-Шаня, совершив рекогносцировку Южной Кашгарии, а через год принялся за изучение основ геодезии и картографии в Санкт-Петербургском университете.
Заслуги Громбчевского в деле изучения Центральной Азии были по достоинству оценены научным сообществом, и в 1888-м генерал-лейтенант стал действительным членом Императорского русского географического общества, после чего обратился в ИРГО с предложением организовать экспедицию в Хунзу – соседствующую с Памиром область, находящуюся на территории современных Афганистана, Пакистана и Китая.
Край поэтов, мечетей и роз: следы персидской культуры от Каспия до Памира
Экспедиция прошла 2284 версты, достигла истоков Инда, провела блестящее картографирование местности, в ходе которого Громбчевский нанес на карту "пик Цесаревича Николая" (ныне – Чогори) – вторую по высоте горную вершину земли высотой более 8600 метров.
Правитель Хунзы, Сафдар-Али хан, встретил посланца "белого царя" очень дружелюбно, заявил о желании вступить в подданство России, а в качестве своеобразного залога дружбы попросил винтовок и пушек – чтобы дать отпор британцам.
Пик Исмоила Сомони, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые обнаружили пользу от таяния ледников Таджикистана
Весть об этой встрече быстро дошла до последних, прикормивших в Хунзе целую армию агентов и шпионов. И такой поворот им совершенно не понравился.
В походе Громбчевского они усмотрели не научно-разведывательную экспедицию, что было приемлемо в рамках "Большой игры", а началом полномасштабного военного вторжения русских на спорную территорию, вмешательством в британскую сферу интересов.

Высокие ставки "Большой игры"

Надо сказать, что британцы мерили ситуацию по себе. Безжалостно подавив восстание сипаев и окончательно установив свое владычество в Индии, в Лондоне решили, что для короны и целого Индостана мало. А потому они начали постепенно двигаться в сторону Центральной Азии.
Агентами британского влияния в духе того времени выступали картографы и исследователи-востоковеды, выполнявшие роль неофициальных дипломатов и шпионов. Немало их было и на Памире, уже за пределами условно "английских" территорий.
Британия ждет от России "Большую игру" в Центральной Азии
Правда, некоторые их них за свою деятельность поплатились головой. Так, автор термина "Большая игра" обозначающего соперничество Британии и России, член Лондонского королевского общества, путешественник и писатель Артур Конолли закончил жизнь на виселице в Бухаре, будучи обвиненным в шпионаже.
Да и поводом к первой англо-афганской войне в 1837 стала командировка поручика Яна Виткевича в Кабул.
Так что присутствие экспедиции Громбчевского англичане восприняли весьма болезненно и ответили незамедлительно. В 1889-м миссия капитана Дюранда угрозами добилась от Сафдар-Али-хана согласия на британский протекторат.
Изображение арабской конницы - Sputnik Таджикистан
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан
И раз уж Хунза и Афганистан перешли под контроль англичан, взгляд Лондона остановился на Памире. Так, в 1890-м в город Кашгар из Индии прибыла британская миссия, целью которой были переговоры с китайскими властями о разделе Памира.
Но и в России не собирались сидеть сложа руки и молча наблюдать за экспансией на Памир. Тем более что у русской администрации на тот момент сложились сравнительно мирные отношения с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом, да и присутствие значительных воинских гарнизонов близ границ Памира – в Ферганской области – тоже играло на руку Санкт-Петербургу.
Собчак посетила Самарканд и впечатлилась гробницей Тимура
И 14 марта 1891 года Громбчевский, тогда еще подполковник, прочел в Николаевской академии Генштаба секретную лекцию на тему: "Наши интересы на Памире. Военно-политические очерки". Вывод доклада был следующий: памирские территории стратегически важны для обеспечения безопасности в Туркестане, и отдавать Памир на растерзание Китаю и Великобритании никак нельзя.

Против Китая и Британии

После этого летом 1891 года в Маргелане был сформирован специальный отряд в 120 человек под командованием полковника Михаила Ионова. В ответ британцы послали на Памир экспедицию во главе с капитаном Фраэнсисом Янгхазбендом, который должен был следить и докладывать о продвижении отряда Ионова.
Дальше начинается настоящий шпионский боевик. У перевала Беик отрядом Ионова был арестован британский лейтенант Девинсон, подозреваемый в том, что он готовил нападение на русскую экспедицию руками афганских наемников, которым обещал не только деньги, но и оружие.
Несколько дней спустя Ионов, 14 августа встретившийся с экспедицией Янгхазбенда, взял с англичан обязательство покинуть Памир и более там не появляться, пообещав добиться своего силой.
Кто мечтал о «Вьетнаме для СССР»? — От оружия для моджахедов до Усамы бен Ладена — Афган Online - Sputnik Таджикистан
Кто мечтал о "Вьетнаме для СССР", или От оружия для моджахедов до Усамы бен Ладена
Лондон в долгу не остался, и английские войска заняли Хунзу, а предлагавший русским дружбу Сафдар-Али хан оказался у них фактически в заложниках.
Экспедиция Ионова, пополнившаяся несколькими сотнями человек, присланных из Ферганы, окончательно превратилась в военно-разведывательный отряд, ведущий бои с китайскими солдатами и афганскими разбойниками.
Так, 27 июня отряд Ионова разбил лагерь на берегу Мургаб, где полковник получил сведения о засадах афганцев и готовящемся нападении китайской конницы в случае продвижения к озеру Яшикуль.
Ионов решил бить первым и внезапно, в лучших традициях приключенческих романов: с револьверами и шашками наголо малыми силами в рукопашной схватке разбил крупный афганский пост у Яшикуля. Тем временем его помощник, капитан Скерский, выбил китайцев из укрепления в верховьях Мургаба.
Легенда о Шах Масуде: как погиб знаменитый афганский командир
Следующей инцидент произошел весной 1893-го, когда афганцы начали совершать рейды в Шугнан и Рушан, на территорию современного Таджикистана, обложив данью местное население. Чтобы положить конец такому бесчинству, в район отправился штабс-капитан Ванновский и с ним еще 12 военных.
У кишлака они наткнулись на афганцев, превосходивших их числом минимум в пять раз. Но у Ванновского было не количественное, а технологическое преимущество – знаменитые винтовки Мосина, впервые примененные в этом бою. В итоге бандитам пришлось спешно отступать.

Афганистан обретает границы

Но вот где царское правительство проявило необычайную прыть, которую никто, особенно британцы, не ожидали, – так это в логистике и строительстве.
В обстановке максимальной секретности в 1894 году в Ферганской области началось строительство военно-стратегической колесной дороги на Памир через перевал Талдык на высоте 3615 метров. Она предназначалась для оперативной переброски войск, орудий и боеприпасов, работами руководил все тот же Бронислав Громбчевский.
Эмир Сеид Алим-хан - Sputnik Таджикистан
Красная жара: как штурм Бухары привел большевиков к власти в Средней Азии
После того как в сравнительной близости от условно британских владений появилась транспортная артерия, в Лондоне поняли, что этот раунд "Большой игры" остался за русскими.
Финалом Памирского кризиса стало Англо-русское соглашение 1895 года, по итогам которого произошло разграничение сфер влияния обеих держав в Центральной Азии.
Согласно договору, границей пробританского Афганистана к западу от озера Зоркуль служила река Пяндж. Афганский эмир был обязан вывести вооруженные отряды из Шугнана и севера Вахана, а дружественный России бухарский эмир — оставить земли к югу от Амударьи.
Именно это соглашение во многом определило границу между Афганистаном и Таджикистаном, существующую и по сей день.
Большая игра империй: откуда на карте современные границы Центральной Азии
Разумеется, на этом противостояние двух держав не закончилось. Спустя буквально две недели после подписания договора произошел бой на Кушке, где афганский эмир, которому обещали помочь британские военные инструктора, решил вытеснить русских из Мервского оазиса.
Но поддержка бритов эмиру не помогла, и афганские войска вынуждены были отступить, потеряв 600 человек. Бой на Кушке сильно ударил по престижу англичан, хотя едва не поставил Петербург и Лондон на грань войны.
Но именно Памирский кризис, начавшийся шпионской игрой и закончившийся строительством первой военной дороги в памирских горах, лет на десять отбил у Великобритании охоту заходить в Центральную Азию.
Лента новостей
0