Нашумевшее решение об исключении Таджикского алюминиевого завода (ТАЛКО) и Рогунской ГЭС из списка объектов, не подлежащих приватизации, породило много слухов - вплоть до версий о "продаже национальной идеи" и о расчете по внешним долгам акциями этих крупнейших предприятий.
С этими вряд ли можно согласиться. Тем более глава парламентского Комитета по экономике и финансам Шариф Рахимзода прямо заявил, что речь идет лишь о второстепенных активах, которые находятся в собственности этих двух индустриальных гигантов Таджикистана.
Идея приватизации, насколько можно судить из комментариев официальных лиц, состоит, во-первых, в привлечении капитала в дочерние предприятия ТАЛКО, а во-вторых, в частичном допуске иностранцев к капиталу алюминиевого гиганта.
Скажем, 3-5% акций завода, проданные или переданные под определенные условия иностранцам на управление компанией, не повлияют, но зато существенно укрепят уверенность инвесторов в успехе дела.
Конец эпохи толлинга
На мой взгляд, решение парламента знаменует собой поворотный пункт в истории ТАЛКО, а именно — конец эпохи толлинга. Толлинг — это переработка иностранного сырья с вывозом готовой продукции за рубеж, при которой ввоз сырья и вывоз продукции не облагаются таможенными пошлинами. Завод при этом получает оплату только за переработку и собственником сырья и готовой продукции, из нее полученной, не является.
Парламент Таджикистана дал добро на приватизацию Рогунской ГЭС и ТАЛКО
Для Таджикистана толлинг длительное время был единственным способом поддержания производства, поскольку у компании не было средств для самостоятельного приобретения глинозема. Лишь в 2019 году была достигнута договоренность с российским ВТБ о том, что банк выделяет финансирование на покупку глинозема в объеме до 200 тысяч тонн в год.
Толлинг был невыгоден еще и очень длинными перевозками бокситов до глиноземного завода, затем глинозема до ТАЛКО, а потом вывозом алюминия в Европу или в Азию (не будет особым преувеличением сказать, что некоторые партии таджикского алюминия совершали кругосветное путешествие от добычи сырья до поставки потребителю) – и владельцы сырья предлагали низкие тарифы на переработку. А ТАЛКО вынужден был соглашаться – за неимением лучших вариантов.
Завод постоянно нуждался в деньгах, недофинансировал инвестиции и постепенно изнашивал свое оборудование. Резкое падение производства с 421,5 тысячи тонн в 2007 году до около 100 тысяч тонн в 2018-2019 годах нужно связывать не только с влиянием внешнего рынка, но и с износом и выходом из строя оборудования, в первую очередь электролизеров.
В 2008 году на предприятии было 990 ванн для электролиза, а в 2016 году их осталось в рабочем состоянии только 200. Еще несколько лет толлинга, и ТАЛКО просто прекратил бы работу.
В ТАЛКО пояснили, как будет проходить приватизация компании
Выход из этого положения состоял только в том, чтобы отказаться от импортного глинозема, производить его в Таджикистане из местного сырья. Для создания этих вспомогательных производств нужны деньги, стало быть, нужно привлечение иностранных инвесторов, которые должны получить долю в капитале.
Создание алюминиевого комплекса
Если в нескольких словах обрисовать программу модернизации ТАЛКО и оснащения его производствами по добыче и переработке таджикского сырья, то картина получится примерно такая.
Совместно с китайской компанией China Machinery Engineering Corporation проходит модернизация электролизного производства с повышением годового выпуска до 300 тысяч тонн (в 2019 году производство составило 100,8 тысячи тонн). Замена старых электролизных ванн на современные дает существенное снижение расхода электроэнергии и сырья и улучшает условия труда.
В Яване при участии китайских инвесторов и частично на китайский кредит ведется строительство заводов по производству фтористого алюминия и криолита — компонентов электролита, в котором ведется электролиз глинозема. Мощность заводов составляет 18 тысяч тонн криолита и 25 тысяч тонн фтористого алюминия в год.
Рахмон рассказал, зачем модернизируют ТАЛКО
Ведется также модернизация производства угольных электродов и анодов. Теперь предприятие, выпускающее эти важные элементы электролизеров, обеспечено узбекским газом.
Наконец, как заявил пресс-секретарь ТАЛКО Игорь Саттаров, еще с конца 2016 года готовится разработка Курговадского месторождения в Дарвазском районе. Это месторождение мусковита — ярко-зеленой слюды, содержащей алюмосиликаты. В Научно-исследовательском институте при ТАЛКО в 2013 году опубликовали результаты разработок технологии по извлечению глинозема из мусковита. Группе ученых во главе с академиком АН РТ Хайдаром Сафиевым удалось разработать технологию, которая дает выход 84% глинозема, содержащегося в руде.
Запасы мусковита в Курговадском месторождении составляют около 4 миллиардов тонн, что при содержании глинозема в 20-25% дает порядка 400 миллионов тонн металла. Этих запасов при мощности в 300 тысяч тонн алюминия в год ТАЛКО хватит на тысячу лет.
Это далеко не единственная разработка. К примеру, в 2004 году кандидат технических наук Хайдар Гулахмадов разработал технологию переработки алунитов — еще одного минерала, содержащего алюминий, с Токмакского месторождения.
Вообще сырья, из которого можно получить алюминий, в Таджикистане много. Есть эти минералы и в Узбекистане, а также можно ожидать крупных геологических открытий в Афганистане, который в геологическом отношении весьма схож с Таджикистаном. Потому таджикские ученые смотрят в будущее национальной алюминиевой промышленности с оптимизмом. Весь вопрос только в инвестициях сегодня.
Если все основные факторы модернизации промышленности свести вместе, то вывод только один: идет создание национального алюминиевого комплекса полного цикла, от сырья до готовой продукции.
Дали угля: таджикские горняки собрали рекордное количество горючего
Сразу становится понятно, почему начались разговоры о постройке отдельной ГЭС для нужд ТАЛКО, ниже Рогунской. При таких запасах, которые станут доступны после завершения всей необходимой транспортной и производственной инфраструктуры, 300 тысяч тонн в год — это только первая очередь. Завод можно расширить еще, хоть до миллиона тонн в год. Но увеличение выплавки алюминия надо заранее обеспечить электроэнергией.
Итак, рассмотрение этих обстоятельств приводит к следующим заключениям. Во-первых, Таджикистан не собирается продавать ТАЛКО и Рогунскую ГЭС, и тем более не собирается делать это в формате сбывания с рук любой ценой. Во-вторых, в стране строится полноценный алюминиевый комплекс, в котором алюминий будет таджикским уже в полном смысле этого слова.