ДУШАНБЕ, 26 янв — Sputnik. На прошлой неделе стало известно, что Налоговый комитет задумывается о том, чтобы ввести налог для блогеров в Таджикистане. Такой шаг выглядит достаточно логичным, учитывая принятие "налога на Google" .
Разница в том, что поборы с крупных иностранных интернет-компаний формально не затрагивают самих пользователей (хотя и это не совсем верно), а вот инициатива комитета - очень даже.
Плати налоги и спи спокойно
Пока она еще далека от стадии законопроекта - слишком много здесь непрозрачных моментов и слишком мало успешных примеров среди других государств.
Однако у любимцев таджикской публики в YouTube, Instagram и TikTok уже множество вопросов к такому фискальному ноу-хау: каков порядок учета доходов, как чиновники собираются их контролировать, кто именно должен платить налоги и, главное - сколько именно?
Судя по всему, в Налоговом комитете пока решили действовать напрямую и точечно обратиться к некоторым популярным деятелям YouTube и Instagram, уведомив их о предстоящих денежных поборах.
Реакция блогеров была неоднозначна. Так, Рафаел Гулов, у которого в Instagram более 117 тысяч подписчиков, считает вполне логичным интерес властей к любой сфере, где вертятся хоть какие-то деньги, не облагаемые налогом.
"Я считаю, что их не интересует конкретная платформа. Налоговая просто обратилась ко всем блогерам, которые, предположительно, имеют более-менее стабильный доход. Правда, четких критериев его начисления не определили. Во всяком случае, нам ничего такого не предложили", - пояснил Гулов Sputnik Таджикистан.
И если одни блогеры теоретически согласны платить при наличии прозрачного налогообложения и адекватных процентов с дохода, то другие восприняли инициативу в штыки.
К примеру, Усмончон Мирзомуродов, на чей аккаунт Tojikonshow подписано более полумиллиона человек - огромное количество по меркам Таджикистана, - достаточно резко ответил фискальным органам.
"Не старайтесь и не отправляйте мне эти приглашения, я к вам не пойду. И вы не имеете права облагать меня налогами. Клянусь, за год мой YouTube-канал принес всего лишь 101 доллар, и с чего вы будете брать? Мне что, взять в долг еще 100 долларов и заплатить вам 200? Вот так вы делаете, поэтому многие разочаровываются в родине", - заявил Мирзомуродов.
Миллионеров здесь нет
Действительно, неопределенность учета и упорное молчание ответственных лиц более всего и настораживает потенциальных налогоплательщиков.
Индустрия блогинга в Таджикистане продолжает развиваться, TikTok в местном сегменте интернета еще только набирает популярность, а 50 000 подписчиков в YouTube или Instagram уже считаются весьма неплохим охватом аудитории. Доходы у блогеров соответствующие - довольно скромные.
Отдал "мерина": сколько Моргенштерн потратил на свою поездку в Узбекистан
По словам инфлюенсера Шоиры Пулатовой, значительная часть рекламируемых услуг - это бартер с коллегами по цеху, а большинство косметики и гаджетов подарены либо компаниями с целью продвижения бренда, либо особо щедрыми подписчиками.
"Когда я делал первые обзоры, то договаривался с официальными представителями Huawei и Samsung, чтобы мне выдали тестовые модели. Я записывал видео и возвращал аппарат через две недели. Это было мое увлечение, хобби, я не получал ни денег, ни гаджетов. Фактически на начальном этапе компании мне делали одолжение, помогая с техникой для обзора", - рассказывает digital-маркетолог Хусрав Рузиев, ведущий YouTube-канала РУЗИЧ TV.
По его словам, начинающим блогерам немногочисленных доходов от рекламы хватает в лучшем случае на аренду помещения для съемок и закупки простейшего оборудования.
Получается, что чиновники должны не только разработать прозрачный алгоритм налогообложения, но еще и примерить на себя некоторые функции SMM-менеджера, скрупулезно отслеживая сетевую активность интернет-селебритис.
А иначе как узнать, какие атрибуты красивой жизни блогера куплены на доходы, какие получены в дар, а какие - и вовсе в аренду.
"Мне кажется, у властей есть понимание, что доходы у нас небольшие, миллионов никто не зарабатывает. Наверное, если мы будем кого-то отмечать, то налоговики это будут расценивать как рекламу. И раз число блогеров растет, то можно взять количеством, а не размером платежа. Самый больной вопрос сейчас - это метод учета. Вот как можно брать налоги с подарков? Меня это немного удивляет и озадачивает", - признается Шоира.
По ее словам, возможная инициатива сама по себе никого особо не удивила - многие блогеры понимали, что рано или поздно чиновники возьмутся за обширный и потенциально прибыльный рынок. И теперь от правительства ждут понятных правил игры.
Закон для блогеров не писан
Если оценивать таджикское фискальное новшество с правовой точки зрения, то властям предстоит как-то разрешить два взаимосвязанных юридических противоречия.
Первое - если блогер сам не будет указывать в декларации определенный доход с просмотров или рекламы, то контролировать его в самом деле невозможно, если не мониторить регулярно все видеоролики и публикации. Поскольку людские ресурсы налоговой сильно ограничены, то выбор падет только на самых известных и популярных блогеров, остальные - в порядке исключения или случайного любопытства отдельных лиц.
"Запретные технологии" Таджикистана - как заманить наших чиновников в Сеть
Второе - если блогер имеет большой охват в YouTube, очевидно на этом зарабатывает, но не спешит нести деньги в бюджет, то его можно было бы контролировать на основе сторонней финансовой информации. А доступа к ней у Таджикистана нет.
"На данный момент Таджикистан не является участником Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам с США, и с позиции норм международного права Штаты не обязаны предоставлять такие данные. Важно отметить, что сейчас в странах СНГ не существует достаточно успешного опыта и для получения налога с доходов блогеров", - отмечает научный сотрудник МГИМО МИД адвокат Шарбатулло Содиков.
Действительно, на доходы блогеров засматривались власти очень многих государств, однако этот финансовый сектор остается сплошной "серой зоной".
Так, в РФ на Всероссийском образовательном молодежном форуме в 2018-м замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заметил, что в стране насчитывается около 15-17 тысяч блогеров, которые зарабатывают около 10 миллиардов рублей в год. Сумма внушительная, но совершенно гипотетическая - как уже было сказано, деклараций блогеры не подают.
Максимум, чего удалось добиться властям - чтобы часть блогеров добровольно зарегистрировалась как самозанятые или ИП. Та же картина и в остальных странах СНГ.
Неким исключением является Узбекистан, где правительство принялось регулировать этот бизнес в начале 2019-го. Профильное ведомство заявило, что хотя понятия блогинга как вида деятельности нет в законодательной базе, однако есть норма, согласно которой юридические или физические лица оказывают платные услуги и обязаны платить налоги.
В противном случае государство имеет право изъять у нарушителя технику (телефон, ноутбук, планшет, компьютер), посредством которой он ведет "незаконную" деятельность.
Фейковые миллионеры и купленный лайки - правда о "золотых" блогерах
Прецедент уже есть - сотрудники Государственного налогового комитета (ГНК) под видом предпринимателей встретились с блогером Азизбеком Ашурбаевым, предложив ему разместить рекламу на странице в Instagram. Когда молодой человек согласился и принял деньги, то налоговики конфисковали его телефон, а также изменили пароль от аккаунтов в соцсетях.
Правда, Генпрокуратура РУз, а вслед и руководство самого комитета признали, что сотрудники превысили свои полномочия, фактически устроив провокацию. Но, как говорится, осадочек остался.
И если в Таджикистане все-таки утвердят налоговые сборы для блогеров, главное, чтобы особо ретивые чиновники не переняли подобный опыт соседей.