У моего отца был коллега, которого все за глаза называли "Граф". Это прозвище появилось после вечеринки по случаю дня его рождения. Перебрав горячительных напитков, мужчина пустился в воспоминания о поведал, что в стародавние времена его предки владели "огромной" территорией на севере Таджикистана.
Обливаясь пьяными слезами, "экс-повелитель" откровенничал, как его пращуры мудро правили десятком горных кишлаков, ведя покорных дехкан в светлое будущее. И только приход "проклятых большевиков" стал непреодолимой преградой на этом пути, лишив его наследственного права на заслуженное "дворянство".
"Но я, все равно, потомственный аристократ! Северный таджикский граф!", - кричал мужчина и бил себя кулачком в грудь. При этом как специалист он с неба звезды не хватал, был, скажем прямо, ниже среднего. Возможно, он выдумал эту историю, для того, чтобы хоть как-то компенсировать свою никчемность в качестве рабочей единицы, кто знает.
Как звучал таджикский язык в 1953-м: нашлась уникальная запись великого Айни
Как ни странно, народы иногда повторяют поведение отдельных, не самых лучших своих представителей. Временами я в этом убеждаюсь, читая некоторые статьи в местных СМИ или наблюдая за полемиками молодежи в социальных сетях. Создается впечатление, что мои соотечественники чуть ли не поголовно заражены комплексом неполноценности, помноженным на гипертрофированное ЧСВ (чувство собственного величия).
Нет, я тоже горжусь тем, что я таджик (даже статью на эту тему, помнится, написал), но мне и в голову не придет обвинять другие народы в том, что они пытаются принизить достижения моих земляков. Величие нужно доказывать реальными делами, а не разглагольствовать о канувших в Лету предках.
Задумайтесь, ведь еще в прошлом веке жили таджики, имена которых были известны всему цивилизованному человечеству. Писатели Садриддин Айни и Мирзо Турсун-заде, ученый и политик Бободжон Гафуров, балерина Малика Сабирова и танцовщица Малика Каландарова, историк Рахим Масов, а также многие, многие другие.
А взять век XXI? Всемирно известных таджиков всего двое: президент Таджикистана Эмомали Рахмон и Олимпийский чемпион Дилшод Назаров. Есть, правда, и третий герой нашего времени: трудовой мигрант – воплощение миллионной армии таджикистанцев, денежные переводы которых пополняют почти половину бюджета республики и помогают худо-бедно преодолевать многочисленные экономические кризисы.
Рахмон: молодежи необходимо вооружиться современными знаниями
Кстати, о главе государства: Эмомали Рахмон, отлично осознавая, в ком кроется будущее Таджикистана, неустанно призывает молодежь стать гордостью страны и стремиться повысить свое образование. Подчеркну – сделать так, чтобы страна гордилась именно тобой. Но почему-то эта достойнейшая цель подменяется в обществе гордостью за ушедших предков, пусть даже и великих.
Причина этого ясна и понятна: куда проще превозносить деяния минувших веков, чем рвать жилы в настоящем. Последствием этой тенденции является быстрыми темпами растущее невежество, а это очень опасно. Опасно тем, что необученная критически мыслить молодежь подпадает под влияние исламских радикалов, которые, как ни крути, тянут общество в Средневековье, отрицая все достижения современной цивилизации.
Отмечу еще один неприглядный выверт "национального самосознания": массовые обвинения "внешних сил" в стремлении посеять рознь между таджиками, разобщить великий народ. В этом, якобы, особо усердствуют российские СМИ. Они "унижают кулябцев" и "превозносят памирцев", хулят "гиссарцев" и хвалят "худжандцев".
Мои дорогие соотечественники, открою вам маленький секрет (который для мыслящих людей вовсе не является таковым): 99,9% россиян и не подозревают о наличии таких градаций. Для них все приехавшие из Таджикистана являются просто таджиками.
Это мы, мы сами делим себя на гармских и дангаринских, ванчских и ягнобских, ура-тюбинских и исфаринских. Ежегодно с большой помпой отмечаем День национального единства и при этом не перестаем навешивать друг на друга ярлыки, как ни грустно это осознавать.
Что такое "кимоб", или Реакция на раздражители по-таджикски
Мои, несомненно обидные для многих земляков, слова относятся, по большей части, к молодежи. Старшее поколение, воспитанное на идеях интернационализма, куда более толерантно к представителям иных народов. Я столичный житель, рос в многонациональном обществе. Моими друзьями были и остаются таджики, узбеки, русские, грузины, казахи, в общем все, кто населял необъятный Советский Союз.
А кто придет нам на смену? Закомплексованные невежи, замкнувшиеся в своих мирках, разделенных по регионам проживания и местам рождения, или единая общность – таджикский народ, которому будут по плечу любые свершения на благо своей Родины? Хочется, все же верить, что второе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции