В Ташкенте между Министерством народного образования Узбекистана и Министерством просвещения Российской Федерации подписан меморандум о сотрудничестве, в рамках которого запускается совместный образовательный проект под названием "Класс!", или "Зўр!" по-узбекски, пишет автор РИА Новости.
По просьбе узбекской стороны в республику направлены 32 специалиста Российского государственного педагогического университета имени Герцена, которые на месте займутся преподаванием русского языка как отдельного предмета, а также расширением спектра учебных дисциплин на русском языке. Подписанный меморандум подразумевает, что начиная со следующего года в Узбекистан отправятся уже сто преподавателей, а в дальнейшем каждый год их количество будет увеличиваться еще на сотню.
На базе ташкентского Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони российские специалисты будут готовить и проводить переподготовку местных учителей и методистов. Подразумевается, что программа охватит порядка 30 тысяч местных педагогов, это позволит вывести обучение русскому и предметов на русском языке на новый качественный уровень.
Шерматов: каждый выпускник школы в Узбекистане должен владеть русским языком
Данное событие и стремление руководства Узбекистана "развернуть" страну обратно в сторону массового изучения русского языка смотрятся особенно выпукло и контрастно на фоне той же Украины, где текущий школьный год начался без единой школы для русскоязычных граждан и изучения языка Пушкина и Лермонтова в принципе. Той самой Украины, которая десятилетиями проходила у нас по табелю культурных, этнических и лингвистических братьев.
В разговоре об обратной переориентации Узбекистана, чтобы картина стала более полной, нужно обязательно упомянуть ряд других событий.
Узбекских мигрантов в РФ бесплатно обучат русскому языку и новой профессии
Не секрет, что Узбекистан исторически связан с советской атомной программой. Тот самый Учкудук, название которого на мотив популярного шлягера напевал весь бывший Союз, это не просто географическая точка — это еще и колодцы подземного выщелачивания урана. Залежи жизненно важного для страны металла были обнаружены в конце 50-х годов прошлого столетия. В то же самое время в Ташкенте был основан Институт ядерной физики, на базе которого запускался исследовательский реактор ВВР-СМ. Реактор, невзирая на развал Красной империи и последовавшие за этим невзгоды, верой и правдой проработал до 2016 года. Мог бы трудиться и дальше, но в дело вступила политика.
Обслуживание технического объекта такого уровня сложности невозможно без наличия грамотных технических специалистов, школы по их подготовке и все того же русского языка — лингвистической матрицы, вобравшей в себя многолетние и уникальные научно-технические разработки. Год назад во все том же Ташкенте был открыт первый зарубежный филиал НИЯУ МИФИ, куда на конкурсной основе были набраны первые студенты.
Любовь, карьера и победа над болезнью: что дает молодежи учеба в России
А еще Россия модернизирует узбекские гидроэлектростанции. Уже в следующем году будет завершено техническое перевооружение Фархадской ГЭС, по запросу профильного министерства ведутся проектные работы относительно четырех новых ГЭС средней мощности.
Наш разговор вышел бы однобоким и ангажированным без упоминания непростой общей истории. Многие помнят или даже сами пережили девяностые, когда русских изгоняли из бывших республик-сестер: из Прибалтики, Грузии, Украины и стран Средней Азии. Вслед за этим везде, где принудительно исчезла русская речь, начинались совершенно идентичные процессы деградации. В первую очередь, конечно, технической. Изгнавшие из своей реальности русских и их язык страны спустя три десятилетия независимости могут похвастаться разве что закрытием сталелитейных комбинатов, атомных электростанций и бывших шахт-миллионеров. Как-то так сложилось, что сложное производство и наука быстро хиреют в вакууме национальных мов и суржиков.
Миссия российских педагогов в Таджикистане возобновилась вопреки пандемии
Россия выстраивает свои современные отношения максимально прагматично, без лирики и пустых фантазий о братстве — и делает совершенно правильно.
Возвращение русского языка в Узбекистан — это, простите за легкий пафос, восстановление исторической справедливости, доказательство безальтернативно лидирующей роли России на постсоветском пространстве.
Сегодня, чтобы прицепиться к русскому паровозу, нужно как минимум хорошо знать язык локомотивной бригады. Кто осознал этот факт, у того все будет хорошо. А остальных не жалко.