Трансплантолог: один умерший может спасти жизни 10 человек

© Sputnik / Юрий Иванов / Перейти в фотобанкТрансплантация почек. Архивное фото
Трансплантация почек. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Пятнадцать отечественных трансплантологов завещали свои органы больным в случае их смерти. Этим шагом врачи хотят обратить внимание властей и духовенства на нерешенный вопрос перехода к трупной трансплантации и заодно подать пример простым людям.

"Мы начали с себя, чтобы потом не было вопросов: а вы бы сами отдали свои органы?", — сказал Sputnik директор Национального научного центра трансплантации органов и тканей человека Саймахмуд Исмоилов.

Врачи центра трансплантологии проводят операцию. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Таджикские доктора завещали свои органы больным в случае смерти

По его словам, от перехода на трупную трансплантацию зависит и развитие центра, так как без этого направления не может быть трансплантации сердца, поджелудочной железы, легких и т.д.

Он считает, что чем скорее центр перейдет на эту трансплантацию, тем меньше будет родственной трансплантации, при которой наносится вред здоровому человеку.

Двойной гуманизм

"Одно тело может спасти жизни минимум десяти человек. Сами посчитайте, одна печень подарит жизнь двоим, две почки — четверым. Далее сердце, легкие, костный мозг, глаза и т.д. Получается, что сейчас в стране свежие органы хоронятся, а нам приходится оперировать здоровых людей для родственной трансплантации", — поясняет Исмоилов.

По официальным данным, в республике каждый месяц до пяти человек умирают в состоянии смерти мозга. При этом в пересадке, например, почек и печени сегодня нуждаются 1500 человек.

Но и эта статистика, по мнению доктора Исмоилова, занижена. По стране в пересадке различных органов нуждаются более десяти тысяч человек, говорит он, а от смерти мозга только в больнице Кара-Боло в месяц регистрируют по три случая.

Если фиксировать случаи смерти мозга по всей республике, цифра должна быть намного внушительней, уверен врач. 

Нам необходима фетва Совета улемов

Имоилов также назвал причины, из-за которых вопрос перехода от родственной трансплантации к трупной до сих пор не решается.

Он убежден, что первая и самая большая вина лежит на самих врачах. В связи с тем, что у центра был сложный период с внедрением родственной пересадки, они недостаточно уделяли внимание трупной трансплантации.

Впервые будет пересажена голова человека, первый кандидат – россиянин

По словам руководителя центра, для развития этой сферы также необходимо работать с духовенством страны.

"Нам необходима фетва Совета улемов, необходимо, чтобы религиозные деятели поддержали нас. Почему в других исламских республиках с суннитским течением есть трупная трансплантология, а у нас нет? Они другие сунниты, что ли? Казахстан, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан — это суннитские страны с очень развитой сферой этой трансплантации. Они уже давно получили фетву своих муфтиев, а с нашими религиозными деятелями нужно еще работать и работать", — сказал Исмоилов.

В Исламе уважение живых людей многократно выше умерших

Старший специалист управления фетвы Совета улемов Таджикистана и преподаватель Исламского института Джамолиддин Хомуши говорит, что по шариату позволено использовать органы умершего человека на благо живых людей.

По его словам, в прошлом использование частей тела умершего человека в каких-то целях считалось оскорблением и осквернением личности. Но сегодня, когда наука и знания ушли далеко вперед, и люди испытывают необходимость в трансплантации органов, это действие оценивается как достоинство, почесть и уважение.

© SputnikДжамолиддин Хомуши
Джамолиддин Хомуши - Sputnik Таджикистан
Джамолиддин Хомуши

"В учениях последователей Имама Абуханифы сказано, что уважение живых людей многократно выше, чем умерших. Если имеется обоюдное согласие сторон, после смерти дарителя своих органов (при согласии его наследников) его части тела могут быть использованы другим человеком. С точки зрения нашей веры запрещено только продавать свои части тела, но дарить их считается достоинством и уважением", — отметил Хомуши.

Саймахмуд Исмоилов: у нас самая низкая цена на трансплантацию органов

Таджикистанцы не против?

А как же относятся к трупной трансплантологии сами таджикистанцы? С этим вопросом мы вышли на улицы столицы. 

Рахимова Дилафруз, студентка 2-го курса:

— Кажется в исламе это не разрешено, я точно не знаю, но если шариат разрешает, то я бы могла написать доверенность, что свои почки после смерти завещаю людям, которые нуждаются в пересадке, но только бесплатно и с условием, что никто на этом не смог бы заработать денег. Почему именно почки, а не другие органы? Просто мне кажется, что спрос большой в основном на этот орган.

Махмадулло Сафаров, 45 лет:

— Я думаю, что в нашей стране это вполне реальная практика и реальное направление. Самое главное, нужно учитывать, что могут быть случаи убийств с целью получения органов, но раз это работает в рамках закона, то в рамках культуры вполне может ужиться.

Хочу ли я, чтобы мои органы использовались после моей смерти? Сейчас, спонтанно, я могу сказать "да". Может быть, через пять лет я передумаю. Пока я более человечный. Наверное, нужно спрашивать перед смертью, тогда человек скажет точно, потому что, когда люди пережили какую-то болезнь, тогда, я думаю, они могут ответить более ясно.

Хушруй Гулбекова, 39 лет:

— Здорово, что у нас развивается эта сфера. Когда я умру, зачем мне нужны органы? Я сейчас говорю "да" и перед смертью сказала бы "да". Причем с радостью согласилась бы, чтобы мои органы после моей смерти подарили новую жизнь другому человеку. Если ты уже не нужен в этом мире, но от тебя есть какая-то польза другому человеку, то почему бы и нет?

Бахтиёр Рахимов, студент 4-го курса:

— Зависит от ситуации, кому и при каких условиях отдавать органы после смерти. Если мои органы будут нужны моим родственникам, то я бы согласился, а так, наверное, нет.

Лента новостей
0