ДУШАНБЕ, 14 июл — Sputnik. Сегодня, 14 июля, исполняется пять лет Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД - известному также как "иранское соглашение" или "ядерная сделка"). По своему значению для сохранения режима нераспространения ядерного оружия СВПД занимает важнейшее место наряду с основополагающим документом - Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступившим в силу ровно 50 лет назад 5 марта 1970 г.
Пришедший к власти в США в 2016 г. новый президент, республиканец Дональд Трамп, последовательно разрушал все достижения своего предшественника президента-демократа Барака Обамы, в числе которых на первом месте стоял СВПД. Трамп неоднократно называл сделку с Ираном "худшей сделкой в истории".
Красных линий больше нет: США и Иран продолжат курс на обострение
Итак, 8 мая 2018 г. Трамп объявил о выходе США из СВПД и поэтапном вводе против ИРИ экономических санкций. Весь мир, в том числе и коллеги США по Группе 5+1 выступили против антииранской политики Трампа. Великобритания, Франция и Германия при одобрении РФ и КНР смогли разработать, официально зарегистрировать и запустить "Инструмент для поддержки торговых обменов" с Ираном - INSTEX (Instrument for Supporting Trade Exchanges). Однако, к сожалению, этот инструмент был неэффективен.
Иностранные компании, желающие развивать бизнес с ИРИ через INSTEX, не смогли сопротивляться жестким антииранским санкциям США, которые имеют значительные финансовые и экономические возможности давления на любой бизнес, имеющий дела с ИРИ. Даже те европейские государственные деятели, политики, дипломаты, которые хотели сохранить СВПД в той или иной форме, хотели нормальных торгово-экономических отношений с Ираном, но не могли заставить бизнес своих стран работать в Иране под жесткими американскими санкциями, чреватыми для них самыми серьезными последствиями.
Гаспарян: противостояние между Ираном и США может привести к третьей мировой войне
Естественно, политико-экономическая импотенция, прежде всего Европы, вызвала раздражение Тегерана, который надеялся на солидарность в противоборстве с американскими санкциями. Иранское руководство ровно год ожидало активных действий по спасению СВПД, в первую очередь со стороны Франции, Германии и Великобритании. Но безрезультатно.
Тогда 8 мая 2019 г. Иран объявил о поэтапном постепенном сокращении своих обязательств по ядерной сделке. За более чем год Иран значительно преуспел в восстановлении своей ядерной инфраструктуры, замороженной СВПД. Было увеличено допустимое количество хранимого обогащенного урана и тяжелой воды, увеличен уровень обогащения с 3,76% до 4,5%, введены в стадию испытаний и задействованы в производстве новейшие и более эффективные центрифуги, что запрещено СВПД, возобновился процесс обогащения урана на заводе Фордо, что также недопустимо в рамках ядерной сделки. Ведутся работы по возобновлению обогащения урана до уровня в 20%, что, несомненно, является тревожным шагом на пути к 90-процентному оружейному урану.
Начнется ли война между США и Ираном после убийства генерала Сулеймани
Однако при этом Иран явно не спешит с выходом из СВПД де-юре, хотя он близок к тому, чтобы выйти де-факто. Официально не выходя из СВПД, иранцы открывают себе свободный путь для безотчетного и полновластного развития своей ядерной программы и в том числе ее военной составляющей.
Но, пожалуй, не это главное. Главным будет реакция Израиля и США на бесконтрольное развитие ядерного потенциала ИРИ. Если иранцы доведут свои ядерные работы до уровня близкого к созданию ядерного заряда, нет никакого сомнения, что вероятность удара Израиля и/или США по ядерным объектам ИРИ будет крайне высока.
Становится всё более очевидным, что в первоначальном виде ядерную сделку с Ираном сохранить уже не удастся, однако есть шансы реанимировать ее в виде версии 2.0. Однако всё же необходимо сохранить базу СВПД, которая послужит основой для переговоров о будущем соглашении.
Мешает ли Таджикистан Ирану вступить в ШОС: мнения экспертов
А эти переговоры абсолютно необходимы, вне зависимости от развития внутриполитической обстановки в Иране (в феврале 2020 г. состоялись выборы в меджлис) и в США (в ноябре - президентские выборы). Это судьбоносный момент.
По итогам выборов 21 февраля победу с разгромным счетом одержали радикалы-консерваторы, которые себя именуют "принципиалистами", то есть защитниками принципов исламской революции и заветов создателя ИРИ аятоллы Хомейни. Они получили 220 мест в законодательном органе из 290 возможных. Несомненно, внутренняя и внешняя политика ИРИ претерпит в недалеком будущем изменения. И хотя до президентских выборов в мае 2021 г. исполнительная власть будет в руках "либералов-реформаторов", их возможности осуществлять присущую им политику свелись к нулю.
Но при всем при этом на внешнеполитическом треке важным фактором останется СВПД. Здесь вполне возможны два сценария. Первый, при котором особых кульбитов Ирана не ожидается, охватывает период до майских президентских выборов в ИРИ в 2021 г.
"Власти скрывают": правда об ударе Ирана по военной базе США
По этому сценарию "принципиалисты"-антизападники будут искать возможности решения проблем санкций и в целом СВПД, не исключено, путем диалога. Ведь по большому счету выхода у Тегерана нет - только переговоры. Экономическое и внешнеполитическое положение ИРИ становится всё более сложным. Не говоря даже о практически нефтяном эмбарго, в 2019 г. обвалилась на 74% не только торговля с Европой. Рухнули надежды и на альтернативу на Востоке: из-за длинных щупальцев американских санкций существенно сократился объем торговли с Китаем (-34%) и Индией (-79%).
Ориентируясь на недоверие к ИРИ, не исключено, что Европа и, прежде всего, три страны - соавторы СВПД - Британия, Германия и Франция, до сих пор поддерживающие Иран в его стремлении сохранить ядерную сделку, могут отказать Тегерану в своей поддержке.
Не исключено также, что ситуация вокруг ИРИ разозлит иранских радикалов и они пойдут на крайние меры в соответствии с уже другим, "непереговорным" сценарием. На фоне усилившейся антизападной пропаганды - выход из СВПД уже де-юре, из ДНЯО с сокращением контроля над ИРИ со стороны МАГАТЭ.
Одновременно Тегеран, как было отмечено выше, будет ускоренными темпами восстанавливать свою ядерную инфраструктуру с прицелом на формирование условий и технической базы для создания ядерного оружия. В этом случае восстановивший и возобновивший свою ядерную программу Иран станет еще более неприемлемым фактором для США, Израиля, Саудовской Аравии и других иранских оппонентов, чем это было до СВПД. Это путь к новому витку конфронтации с Ираном, что чревато реальной возможностью военного конфликта, способного разгореться в крупномасштабную войну. Это, можно сказать, убийственный сценарий для "режима аятолл".
Запуск первого иранского военного спутника: уникальное видео
Несомненно, главные события в рамках иранской ядерной программы и СВПД ожидаются после выхода Ирана, да и всего мира из глобального карантина, в который вверг всех COVID-19. В создавшейся ситуации, к сожалению, нельзя исключить, что пятилетний юбилей СВПД - этого прорывного для режима нераспространения документа - может оказаться последним.