08:22 28 Февраля 2021
Прямой эфир
  • USD11.30
  • EUR13.69
  • RUB0.15
Общество
Получить короткую ссылку
790293

В Таджикистан постепенно приходят известные сети и открываются рестораны европейской кухни, но далеко не всегда они сохраняют свой шарм и превращаются в обычное таджикское кафе. В чем причина такого превращения?

ДУШАНБЕ, 11 фев — Sputnik. Первый ресторан известной сети Black Star Burger открылся на этой неделе в Душанбе.

Отведать бургеры пришло много желающих. И это неудивительно: как и любая иностранная франшиза, новичок общепита поначалу пользуется большой популярностью. Но старички бизнеса знают наперед: заведение неминуемо ждет та же участь, что и другие модные точки в городе.

Почему почти любое кафе с европейской кухней в республике рано или поздно "отаджичивается", разбирался Sputnik Таджикистан.

Таджикский бургер, или Новый уровень для Душанбе

Первое, что бросается в глаза в кафе, - приятная атмосфера, которая сильно отличается от остальных бургер-баров в Таджикистане. Выгодно выделяется и сервис - все работники в фирменной форме, сотрудники говорят на нескольких языках.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Black Star Burger Душанбе (@dush_blackstarburger)

Многие пришли в заведение, чтобы сравнить его с московскими точками. И отзывы оказались довольно противоречивыми. Посетители от 5 до 50 остались под впечатлением от оформления бургерной, сразу же выложив сториз в соцсети, но работу поваров оценили далеко не все.

"Таких мест в Таджикистане действительно нет. Атмосфера, дизайн, приятная музыка - все на высоте, в принципе, как в Москве. Но, по сравнению с московским Black Star Burger, явно не очень. Бургеры вообще ни о чем! Так скажу - типичные таджикские бургеры!" - резко высказался молодой человек, пришедший в кафе с семьей.

Да и его мама поддержала беседу, добавив, что бургеры ей не зашли.

А вот компания мальчишек-школьников наперебой тараторили, что им здесь все очень понравилось. Их поддержала и стайка студентов.

Молодой человек похвалил атмосферу, но признался, что ожидал большего.

"Я думал, что в зале будет темнее, в стиле "Блэк Стар". И я не в восторге от бургера. Мясо будто согрели в микроволновке и принесли. Мне кажется, что оно старое", - рассказал душанбинец.

Девушка пришла в кафе с сестрой. Она поделилась, что раньше работала в сфере обслуживания в Москве, и похвалила атмосферу.

"Единственное, что мне не понравилось, - это мясо, какой-то у него странный вкус, будто его недожарили! А так все просто замечательно!" - отметила она.

Правда, ее сестра осталась не в восторге от вкуса бургеров. По ее мнению, в SFC Chicken намного лучше и, кстати, дешевле.

А молодой человек в наушниках отметил, что ему все понравилось, кроме булочки.

Некоторые признались, что к такой кухне равнодушны, и пришли просто за компанию ради впечатлений. Все-таки новые точки в Душанбе открываются не так часто, как хотелось.

Цена самого дешевого бургера, который был в наличии, - 39 сомони (около 250 рублей), а самые бюджетные варианты продаются по 9 сомони (около 60 рублей).

Эксперт об ожирении в Таджикистане: у бедного населения преобладает фастфуд

Дорогие бургеры совсем не по карману молодежи, особенно студентам со стипендией по 230 сомони. Да, европейский фастфуд популярен, но в топе более демократичные по цене хот-доги и шаурма.

Взгляд изнутри

Один из официантов по секрету рассказал, что отбор был строгим, и также с радостью поделился, что в заведении очень хорошо платят. За 15 дней можно заработать 1500 сомони. Для Душанбе это очень много: обычно официант получает за месяц около 1100 сомони, работник рекламного агентства - около 1000 сомони, а репетитор - 500 сомони.

А потом нас вычислили. К "разведчику" Sputnik Таджикистан подошел мужчина из старшего персонала. Оказалось, что это администратор душанбинского филиала. Он рассказал, что на работу принимают лучших из лучших: знание нескольких языков, вежливость, опрятный внешний вид.

До официального открытия в заведение приезжала небольшая проверка. Администратор похвастался, что люди ходили по кухне "с широко раскрытыми глазами" - все было готово по высшему разряду.

В чайхане или дома: где вкуснее всего поели ведущие "Еда, я люблю тебя!"

А вот заснятый на видео и выложенный в соцсети инцидент, как среди обедающих посетителей ходила попрошайка, мужчина не подтвердил. Хотя и признал, что в местных кафе и даже дорогих ресторанах такое явление не редкость.

Он также опроверг опасения душанбинцев по поводу качества фастфуда.

"В бургерах только свежие продукты и исключительно халяльное мясо. Все готовится на глазах у клиента. Иногда бывает, что приходится поездить по городу, чтобы найти некоторые ингредиенты", - добавил он.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Bro Burger Dushanbe (@broburger_dushanbe)

Почему рестораны с европейской кухней обречены в Душанбе

Атмосферу, дизайн и сервис в новом месте отметили все, но еда откровенно смутила людей. Один из посетителей даже обронил фразу: "Типичный таджикский бургер!"

Это замечание откровенно заставило задуматься: почему так происходит? Почему любая франшиза постепенно превращается в типичную таджикскую забегаловку? Еда теряет свой вкус, уютная атмосфера пропадает, все, что должно показать зарубежную культуру, почему-то демонстрирует местную.

Начать, наверное, стоит с человеческого фактора: работы обслуживающего персонала - официантов и поваров. В основном они обучаются на территории Таджикистана, очень мало людей уезжает получать профессию за границу.

"С персоналом всегда беда. Сфера обслуживания ресторанного бизнеса не считается премиальной в народе", - отметил в диалоге со Sputnik Таджикистан менеджер по чрезвычайным ситуациям BNDS group Мухаммад Ризоев.

Некоторые кафе и рестораны приглашают специалистов из-за рубежа. Даже в известных франшизах зачастую обучение персонала специалистами заведения проводится только на первых порах, да и извечную проблему общепита - текучку кадров - нельзя сбрасывать со счетов.

"Тут мало людей, которые к своей работе относятся серьезно - для них это всегда подработка. Но те, кто относится к своим обязанностям ответственно, - добиваются карьерного роста", - отметил Ризоев.

Вторая проблема "отаджичивания" ресторанов с европейской кухней - появление в меню нетипичных для сети блюд и сервиса. В некоторых частных случаях это превращается в дополнительную возможность блюд на заказ для постоянных клиентов, но в большинстве - в потерю фирменного стиля.

"Интересно наблюдать, как мировые франшизы в Таджикистане почему-то теряют свою фишку, индивидуальность", - поделился представитель гастробара "28 monkeys".

Очень яркий пример - "Шоколадница" в Душанбе. Как отмечают таджикистанцы, такие заведения в Москве - места, где можно попить кофе, покушать вкусные десерты, поговорить с людьми, и никого не напрягает обстановка. А в Таджикистане можно увидеть, как в "Шоколаднице" курят кальян, играет более динамичная музыка, да и кухня разительно отличается.

Ризоев добавил, что культура сильно влияет на франшизу, и бизнесмены в целях дохода подстраиваются под "правила игры", добавляя национальные блюда или меняя антураж заведения. В Таджикистане очень слабо продвигается европейская кухня, среди ресторанов все-таки более популярны места с национальными и турецкими блюдами.

"Турецкие заведения по ингредиентам блюд ближе таджикскому потребителю. Они, кстати, были первыми, кто начал открывать фастфуд в Таджикистане", - заметил он, упомянув знаменитый ресторан "Мерве".

Заслуженный мастер-повар Узбекистана, директор и шеф-повар московского ресторана "Плов" Гайрат Халимов в диалоге со Sputnik Таджикистан выразил уверенность, что дело в ментальности.

"Вопрос, насколько потребители, наши соотечественники из Центральной Азии, готовы есть заграничную еду. Все познается в сравнении. Этот же бургер - может быть там хорошая технология, может быть все вкусно, красиво, пафосно, но люди веками, годами привыкли есть традиционную еду: самбусу, шурпу, плов", - заметил эксперт.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Гастробар “28 MONKEYS” (@gastrobar28)

Как в Таджикистане производят самбусу

Халимов на своем примере объяснил, что, работая 42 года в отрасли общественного питания, из них 35 - шеф-поваром, по сей день ни разу не пробовал бургеры.

"Я морально не готов это есть. Это касается и большинства жителей Центральной Азии. Пожалуй, только молодежь и готова попробовать что-то новое", - отметил заслуженный мастер-повар Узбекистана.

В итоге, получается, что в поисках чего-то подешевле и повкуснее таджикский потребитель предпочитает европейскому фастфуду национальный, а студентам по зубам только "жареный пирожочек возле "Садбарга" за копеечку".

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Гастробар “28 MONKEYS” (@gastrobar28)

Как развивать в Таджикистане рестораны с европейской кухней?

Вопрос остается открытым: как сделать так, чтобы иностранная франшиза не превратилась в таджикскую чайхану?

Шеф-повар московского ресторана "Плов" Гайрат Халимов считает, что внедрять другую культуру и другую кухню в Таджикистане и других странах Центральной Азии нужно постепенно.

"Мне кажется, что надо это как-то преподнести правильно. Надо плавно подходить к открытию подобных предприятий с такой концепцией, надо быть аккуратнее", - заметил директор ресторана.

А вот менеджер по чрезвычайным ситуациям BNDS group Мухаммад Ризоев уверен, что ресторанам с европейской кухней, наоборот, нужно отстаивать свою позицию.

"У нас есть несколько заведений, в том числе и "Бундес Бар" - один из самых старых баров Душанбе, наша история начиналась именно там. Секрет в любви. Нужно вкладывать любовь в свое дело, а не открывать бездушные заведения", - поделился Ризоев.

"Чои кабуд", или Чайная церемония по-таджикски: в чем сила зеленых листьев

Эксперт добавил, что иногда шеф-повара интерпретируют таджикскую кухню под новые гастрономические движения, одновременно удовлетворяя потребности местных гурманов и сохраняя индивидуальный стиль.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Гастробар “28 MONKEYS” (@gastrobar28)

Мухаммад Ризоев заключил, что нельзя в погоне за деньгами менять свои стандарты или изменять своим принципам.

Теги:
ресторан, еда, фаст-фуд, Таджикистан



Главные темы

Орбита Sputnik