12:03 26 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD9.44
  • EUR10.56
  • RUB0.15
Тепловоз ТЭ2. Архивное фото

Первые экспресс и тепловоз в Душанбе: как это было

CC BY-SA 3.0 / Alexpickul / ТЕПЛОВОЗ ТЭ2
Транспорт
Получить короткую ссылку
34610

Ровно 55 лет назад, 29 декабря, в Сталинабад прибыл первый экспресс поезд. Он приехал из Москвы всего за три дня – 75 часов. Сегодня такой рейс длится в среднем четверо суток.

Первый экспресс

Строительство Дома правительства в 1947 году
Предоставлено Центральным государственным архивом РТ

Первый железнодорожный экспресс прибыл в Душанбе из Москвы 29 декабря 1960 года.

"Он сделал 18 остановок на пути, тогда как обычные поезда останавливались чуть ли ни на каждом шагу. Тогда еще не было тепловозов, это был паровоз", — говорит историк Гафур Шерматов.

Время, за которое этот паровоз проехал 4 тысячи 700 километров, даже меньше того, что сейчас требуется таджикским поездам. Он приехал из Москвы всего за трое суток — 75 часов. Сегодня поезда из российской столицы преодолевают такое расстояние за четверо суток.

Первые машинисты тепловозов

В 1960-е годы железнодорожное сообщение бурно развивалось, в это же время произошло другое важное для отрасли событие. В декабре 1960 года первые представители Таджикистана окончили курсы машинистов тепловозов в Ташкенте.

Один из первых 13 студентов и самый пожилой ветеран железных дорог — Александр Струнаев, которому в этом году исполнилось 87 лет.

"Тогда таджикские представители поставили рекорд, 9 из 13 получили красные дипломы", — вспоминает он. 

23 декабря того года, окончив с отличием курсы, вернулся домой и сам Струнаев.

Первый тепловоз

А через два года, в 1962 году, он и его коллега привезли из Ташкента в Душанбе первый тепловоз.

"По радио диктор Анна Шатилова объявила наши имена: сегодня в столицу Таджикистана, в город Душанбе прибыл первый тепловоз из Ташкента, поезд 180. Машинисты Карачев и Струнаев", — вспоминает железнодорожник.

Александр Струнаев
© Sputnik Фируз Умарзода
Александр Струнаев

Это был пассажирский рейс, модель локомотива ТЭ2 (тепловоз с электрической передачей), которая выпускалась в Харькове с 1948 по 1955 годы.

"Тепловозы многое изменили, — говорит Струнаев. — На паровозе кидали по 10 тонн угля, потом еще долго чистили топку. А тепловоз — это другое. Тут отлично, сидишь, кнопочки нажимаешь, вся работа автоматизирована. Потом тепловозы менялись и менялись, сейчас вот два тепловоза у нас с компьютерами на борту".

Основной парк таджикских железных дорог до сегодняшнего дня состоит именно из тепловозов.

Новый вокзал

Еще одно событие тех лет — в начале 60-х годов был возведен новый железнодорожный вокзал в Душанбе, который работает до сих пор.

Старый вокзал принимал пассажиров с 1936 года.

Сегодня душанбинский вокзал принимает несколько сот тысяч пассажиров в год, в общем, таджикские железные дороги обслуживают около полумиллиона пассажиров.

Парк предприятия состоит из 2072 грузовых, 441 пассажирского вагона и 56 тепловозов.

Из Душанбе в Москву совершается три рейса в неделю.

Железнодорожный вокзал в Душанбе. Архивное фото
© Sputnik Амир Исаев
Железнодорожный вокзал в Душанбе. Архивное фото

По теме

Новый хит YouTube: бешеный поезд, несется сквозь сугробы
Мэр Душанбе поручил вывести авторынок за город
Туркменистан проложил 45 км ж/д, ведущей в РТ через Афганистан
Теги:
ЖД, экспресс, железные дороги, транспорт, пассажиры, Локомотив ТЭ2, Таджикские железные дороги, Рохи охани Тоджикистон, Анна Шатилова, Александр Струнаев, Гафур Шерматов, Таджикистан



Главные темы

Орбита Sputnik