Почему чуму не удается полностью уничтожить на планете

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкСотрудники лаборатории в Нанкине, архивное фото
Сотрудники лаборатории в Нанкине, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые заявили, что уничтожить микроб чумы полностью невозможно, поскольку экологическая система, в которой он циркулирует, очень сложна

ДУШАНБЕ, 3 июн — Sputnik. Российские ученые разрабатывают синтетические вакцины нового поколения против чумного микроба. Эту смертельно опасную инфекцию считают возрождающейся.

Ее спорадические вспышки случаются в разных уголках мира, 45 природных очагов чумы расположены на территории СНГ. В чем причина живучести "черной смерти" — в материале РИА Новости.

Лаборатория биомедицинских клеточных технологий во Владивостоке - Sputnik Таджикистан
Ученые выяснили, как вирус Зика убивает клетки будущего мозга зародыша

Микроб из крысиных нор

Чума известна с глубокой древности. Подсчитано, что эта смертельная болезнь, очень быстро распространяющаяся среди людей, унесла жизни более двухсот миллионов человек.

Во время третьей пандемии в 1894 году в Гонконге французский бактериолог Александр Йерсен выявил возбудителя — бактерию, позже названую Yersinia pestis. Чуму так и не удалось уничтожить полностью в отличие, например, от черной оспы.

Ученый объяснил, почему в космосе запрещен алкоголь

Вспышки и отдельные случаи заражения по-прежнему фиксируются в Старом и Новом Свете.

Чумной микроб циркулирует в популяциях норовых грызунов — сурков, сусликов, песчанок, полевок, крыс и паразитирующих на них блохах. Блоха заражается, когда пьет кровь больного животного. Пища поступает в преджелудок, где микроб размножается и создает пробку.

Черепа. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые выяснили, что Европа "экспортировала" чуму в средние века

Присосавшись к другой теплокровной особи, блоха срыгивает часть содержимого блокированного преджелудка со смытыми с пробки бактериями прямо в кровоток. Происходит заражение.

Человек может получить инфекцию от блох, грызунов, домашних и сельскохозяйственных животных. В степных и пустынных регионах распространена чума верблюдов: иногда люди заболевают, разделывая тушу больного животного. В России бывали случаи заражения охотников на сурков.

Попав в организм теплокровного хозяина, чумной микроб встречается с клетками иммунной системы — фагоцитами. Их задача — обнаружить опасность и удалить из организма. Для этого они буквально проглатывают чужеродные элементы.

Ученые назвали самый смертоносный вид курения

Однако чумной микроб слишком хорошо защищен: он производит множество факторов патогенности — молекул, блокирующих попытки иммунной системы теплокровного хозяина его уничтожить, быстро размножается и разрывает фагоцит. Наружу он выходит в толстой белковой капсуле, защищающей его от клеток иммунной системы.

Свежая капуста - Sputnik Таджикистан
Ученые выяснили, влияет ли капуста на размер груди

С кровотоком микроб стремительно распространяется по всему организму. При легочной форме, когда заражение произошло через дыхательные пути, смерть наступает в течение суток или даже нескольких часов.

При бубонной форме инфекция задерживается в лимфатических узлах, они увеличиваются, прорываются гноем. Если вовремя начать лечение антибиотиками, то прогноз благоприятный.

Сколько живет бацилла

Согласно палеогенетическим данным, люди болели чумой уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Ученые находят ДНК этой бактерии в пульпе зубов человеческих останков. Но сам микроб уже не опасен.

Он живет в костных останках не больше полутора лет. В отличие от сибиреязвенного микроба, способного сохранять активность в останках или почве столетиями, чумной не образует споры. На воздухе и при кипячении он быстро погибает.

Ученые назвали самые опасные продукты для беременных женщин

Какое-то время может быть активным на холоде. Это выяснилось во время эпидемии в Манчжурии в 1910-1911 годах: на улицах зимой было много трупов. Сейчас эпидемии чумы маловероятны, поскольку вспышки гасят в зародыше, соблюдая карантин, изолируя больных, не допуская их контактов со здоровыми.

В России ситуация с чумой благополучная, в отличие от Индии или Мадагаскара. В 2012 году опасный подвид чумного микроба выявили на Алтае в нескольких километрах от границы с Монголией. Это, видимо, послужило причиной единичных случаев заражения людей в Кош-Агачском районе республики в 2014-2016 годах.

Молодые люди курят электронные сигареты - Sputnik Таджикистан
Ученые рассказали, чем опасны электронные сигареты

Арсенал убийцы

Что делает из человека маньяка-убийцу? Наследственность или окружающая среда? Однозначного ответа нет. Так и с чумным микробом. Почему один из его штаммов столь опасен? Научное сообщество надеялось это узнать благодаря расшифровке генома — в 2001 году. Однако вопрос остается дискуссионным по сей день.

Немножко беременна. Ученые объяснили загадочное поведение женщин

Сейчас считается доказанным, что чумная бактерия генетически родственна псевдотуберкулезной, - они разделились, вероятно, несколько десятков тысяч лет назад.

Несмотря на почти полное сходство геномов, действуют эти бактерии по-разному. Псевдотуберкулез распространяется через пищу и вызывает острые воспаления, проблемы с кишечником. От больного к здоровому не передается. Чума же приобретает смертоносный характер.

В процессе эволюции чумной микроб выработал молекулярные способы выживания в организме блохи, которые гарантировали ему попадание в кровь теплокровного животного, где он размножается.

Подросток покупает энергетические напитки - Sputnik Таджикистан
Ученые назвали самый опасный для сердца напиток

Вероятно, большую роль играет и внешняя среда, которая регулируют активность микроба, включает его адаптивные механизмы. Ключевой фактор — температура. Особо вирулентным чумной микроб становится при 37 градусах.

У блох температура тела 26 градусов, у крыс — 38-39, поэтому они быстрее заражаются и чаще гибнут. У человека в норме температура все-таки ниже 37 градусов.

Ученые считают, что возникновению современных вспышек чумы способствует глобальное потепление климата.

Ученые нашли способ излечить ВИЧ

Уничтожить полностью микроб мы не сможем, поскольку экологическая система, в которой он циркулирует, очень сложна. Придется научиться сосуществовать с ним.

В 1990-х выдвинули идею, объясняющую, почему некоторые выживали при эпидемии "черной смерти".

Ученые из Национального института изучения рака обратили внимание, что примерно 700 лет назад у людей стала распространяться мутация в гене, который регулирует рецептор CCR-5 на мембране клеток иммунной системы — именно за него цепляется ВИЧ, чтобы проникнуть внутрь.

Забор крови для исследования на наличие инфекций, архивное фото. - Sputnik Таджикистан
Ученые нашли способ излечить ВИЧ

Если у человека CCR-5 выключен, он не заболеет СПИДом: вирусу не за что зацепиться. Возможно, эта мутация закрепилась у людей, выживших во время средневековой эпидемии чумы. Однако экспериментально это пока не подтверждено.

В поисках новых вакцин

Тех, кто живет в зоне природного очага чумы или работает с этим микробом в лаборатории, обязательно прививают.

В России, странах СНГ и Китае применяют живую вакцину на основе ослабленного штамма чумного микроба EV, созданную в 1930-е французскими учеными в отделении Института Пастера на Мадагаскаре. В прошлом году ее привили 19 тысячам человек в Алтайском крае.

Ученые рассказали, чем опасны электронные сигареты

У живой вакцины есть ряд ограничений: срок действия — максимум год, повторная прививка может быть неэффективной из-за все еще активного иммунитета. Возможны побочные эффекты, например аллергия. Кроме того, не исключено, что ослабленный микроб превратится в активный, хотя такого не случалось.

На Западе долгое время использовали вакцину USP, разработанную в США в 1940-е годы. Ею прививали, в частности, воевавших во Вьетнаме солдат. В 1990 годы ее пришлось снять с производства из-за неэффективности при легочной форме чумы и побочных эффектов.

Кружка с горячим напитком, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые рассказали о смертельной опасности чая с солодкой

Сейчас в мире активно пытаются создать рекомбинантные вакцины без недостатков и ограничений живых. Используют различные антигены — белки, вырабатываемые бактерией для борьбы с защитной системой жертвы.

Ученые выяснили, что Европа "экспортировала" чуму в средние века

Эти же молекулы формируют иммунитет против чумы. Такие разработки идут, например, в ФИЦ вирусологии и микробиологии.

Перспективны синтетические вакцины на основе антигенов F1 и LcrV.

Клинические испытания разных ее вариантов идут в Великобритании, Китае, США, а отечественная разработка ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии в Оболенске уже получила регистрационное удостоверение и производится.