Отношения Таджикистана и Узбекистана начались складываться задолго до их официальной даты, когда страны установили дипотношения в 1992 году.
Период образования национальных республик
История взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана в их более-менее устоявшихся современных границах началась ровно сто лет назад, в 1918 году. Тогда большевики установили в Центральной Азии свою власть, одержав победу над Кокандской автономией и окончательно упразднив Туркестанское губернаторство, куда входили нынешние территории всех центральноазиатских республик.
На месте гигантской административной единицы царских времен появились четыре молодые социалистические республики размером поменьше: Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Бухарская и Хорезмская Народная Советская Республика.
Однако такое разделение не отражало реальной этногеографической картины региона. Казахи, узбеки, кыргызы, таджики, туркмены и русское население (не говоря о небольших этнических группах в составе этих народов) оказались искусственно разделены наспех нарисованными на карте границами.
Это не устраивало население региона и не соответствовало политике советского руководства, а потому в 1924-м в Центральной Азии начался процесс образования в составе СССР административно-территориальных единиц по национальному признаку.
Таджикистан и Узбекистан в составе СССР
И хотя такой процесс казался логичным компромиссом, многие исследователи не без основания полагают, что национально-территориальное размежевание Центральной Азии предопределило будущие непростые взаимоотношения между республиками. Достаточно вспомнить до сих пор неоконченный спор между властями Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана вокруг Ферганской долины.
Однако на тот момент большевикам казалось, что государство победившего пролетариата будет существовать почти что вечно, о подобных проблемах партийное руководство не задумывалось и продолжило свою административную политику.
Любопытный факт — с 1924 до 1929 автономная Таджикская Советская Социалистическая Республика входила в состав Узбекской ССР. А уже с 1929 по 1991 год Таджикская ССР была самостоятельной единицей в составе СССР.
Обе центральноазиатские советские республики были частью общей региональной энергосистемы, где одна ССР компенсировала соседу нехватку тех или иных ресурсов за счет собственных излишков. Так, Узбекистан поставлял в Таджикистан природный газ, откуда, в свою очередь, соседу поставляли воду, уже тогда ставшую дефицитом в засушливых узбекских районах.
Отношения Таджикистана и Узбекистана после 1990-х
После распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан провозгласили независимость и установили дипломатические отношения 22 октября 1992-го. А в 1995-м в Ташкенте открылось посольство Республики Таджикистан.
Естественно, с учетом общей многовековой истории, географического и геополитического расположения и перспектив своего экономического развития страны старались уделять как можно больше внимания дальнейшему развитию двустороннего взаимовыгодного сотрудничества.
Договорно-правовая база между Таджикистаном и Узбекистаном составляет 111 соглашений и документов, подписанных за последние 16 лет на межправительственном и межведомственном уровнях.
Документы охватывают все ключевые направления сотрудничества двух стран и обеспечивают правовую базу для дальнейшего совместного развития Таджикистана и Узбекистана в политической, торгово-экономической и других сферах.
Правда, стоит отметить, что отношения двух стран не всегда были безоблачными. В начале 90-х, после распада СССР, когда республики обрели независимость, у руля Узбекистана встал Ислам Каримов, а Таджикистан в разгар гражданской войны возглавил Эмомали Рахмон.
И уже тогда между странами постепенно стали накапливаться взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине, а также вопросов гидроэнергетики, в частности, перспектив строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.
С годами взаимные обвинения достигли апогея. И вот тогда власти РУз пошли на разрыв отношений со своим ближайшим соседом. Граница с Таджикистаном была закрыта и частично заминирована, участок железной дороги между странами был разрушен, прямое авиасообщение отменено. Более того, между странами был установлен визовый режим.
Такое охлаждение отношений между Душанбе и Ташкентом уничтожило на корню легальную приграничную торговлю и стало настоящей трагедией для сотен семей, чьи родственники остались по разные стороны кордона.
Начало потепления отношений между Таджикистаном и Узбекистаном
Основными документами, регулирующими вектор двусторонних отношений Таджикистана с Узбекистаном, считаются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РТ и РУз, подписанный 4 января 1993 года в Ташкенте, а также Договор о вечной дружбе между республиками от 15 июня 2000.
Эти документы декларируют взаимное уважение независимости и государственного суверенитета, равноправие, невмешательство во внутренние дела друг друга, обоюдное стремление к установлению партнерских экономических связей как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
Так, 4 января 1998 года по приглашению Каримова в Узбекистан с официальным визитом прибыл президент Эмомали Рахмон. Данный визит способствовал активизации таджикско-узбекских двусторонних отношений, однако принципиальных конфликтов между властями двух стран разрешить, увы, так и не смог.
Не менее значимым событием в истории двух государств стал первый официальный визит Ислама Каримова в Душанбе в июне 2000-го.
А в конце 2001-го состоялась рабочая поездка Эмомали Рахмона в Узбекистан. Тогда в совместном заявлении, принятом по итогам встречи, были зафиксированы основные пути конструктивного решения всего спектра проблем, существующих в таджикско-узбекских отношениях.
Почти год спустя, 5 октября 2002-го, был подписан Договор о государственной границе между Таджикистаном и Узбекистаном. В настоящее время продолжается работа по окончательному согласованию оставшихся около 60 километров спорных территорий. Чуть ранее в Душанбе прошло первое заседание таджикско-узбекской Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества.
В феврале 2009-го очередная важная веха в дипломатических отношениях между странами: в столице Таджикистана состоялись очередные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и делимитации госграницы.
В период с 2010 встречи на межправительственных уровнях проходят на постоянной основе.
Новейший период в истории Таджикистана и Узбекистана
Значительных результатов в потеплении отношений двух республик удалось добиться за прошедший 2017-й. Таджикистан и Узбекистан заметно укрепили сотрудничество. Многие эксперты связали это с деятельностью нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За прошедший год стороны не только провели Дни культуры Узбекистана в Душанбе и Таджикистана в Ташкенте, но и организовали несколько торгово-экономических выставок-ярмарок, в ходе которых предприниматели двух стран заключили контракты на несколько миллионов долларов. Также были аннулированы самые абсурдные решения прошлых лет. Был отменен визовый режим и восстановлено прямое авиасообщение между странами.
Уже в начале 2018-го стало известно, что новый президент Узбекистана собирается посетить Душанбе. В марте 2018-го исторический визит состоялся. В ходе переговоров Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали 27 соглашений, которые затронули разные сферы взаимодействия двух стран. Большинство договоров касались экономического взаимодействия.
Также республики возобновили движение поездов на железнодорожном участке "Амузанг-Хошади", связывающим Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана. Пассажирские поезда на этом участке появились впервые за 7 лет.
В 2011-м с узбекской сторона демонтировала железнодорожные пути на перегоне Амузанг-Галаба, мотивируя их сильной изношенностью. Восстановить сообщение было решено только в 2017-м. И теперь железнодорожная линия не только соединит двух соседей, но и расширит транзит грузов в Афганистан и Туркменистан.
Не менее значимой темой встречи Мирзиёева и Рахмона была окончательная отмена виз. Предварительным шагом к этому стало открытие 1 марта девяти приграничных КПП. В тексте нынешнего визового соглашения отмечается, что граждане двух государств могут находиться на территории друг у друга в течение 30 дней без каких-либо разрешительных документов.
Обсуждались и другие темы, связанные с конфликтной риторикой и взаимными претензиями прошлых лет: окончательное разминирование границ, совместное обучение силовиков, возобновление авиасообщения.
Мирзиёев о визите в Таджикистан: мы сделали то, о чем мечтали наши народы
Но важнее всего, что спустя десятилетия власти наконец-то договорились по вопросу водопользования и гидроэнергетики — краеугольному камню всех остальных противоречий в отношениях соседских республик. Лично Шавкат Мирзиёев выразил желание рассмотреть возможность участия Узбекистана в строительстве гидроэнергетических объектов Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС.
Дополнительно стороны создадут объединенную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезкого озера.
В последние полтора года стороны стремятся обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономики и использовать общий транзитный потенциал для выхода на другие рынки региона.
А общие историко-культурные ценности, традиционно отличающиеся взаимоуважением и добрососедством, закладывают прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана.
Рахмон и Мирзиёев обсудили, как дальше укреплять отношения между странами
В ближайшее время состоится визит президента Таджикистана в Узбекистан. Событие, несомненно, станет знаковым в истории узбекско-таджикских отношений и продемонстрирует принципиально новое качество повестки двустороннего диалога, сообщает узбекская пресса.
Ожидается, что Эмомали Рахмон обсудит со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым в первую очередь вопросы двухсторонней безопасности, водную проблему и общую угрозу от террористов в Афганистане.